Иван Соколов: губитель птичьих душ

Иван Соколов: губитель птичьих душ Иван Сергеевич Соколов был одним из членов семьи Соколовых - выходцев из Ярославской губернии, известных кулинарных дел мастеров. Среди Соколовых были рестораторы и повара, их пытались залучить к себе лучшие заведения Петербурга и Москвы, их блюда были известны даже в Париже, избалованном хорошей кухней и модой. Так что, арендуя в 1903 году на паях с Михаилом Уткиным убыточный «Ресторан Лернера», Иван Соколов лишь следовал традициям семьи. Кстати сказать, вместе со своим компаньоном Соколов работал официантом в «Ресторане Лернера», и лишь при окончательном банкротстве заведения решил открыть самостоятельное дело. Однако к этой самостоятельности Иван Сергеевич был хорошо подготовлен, о ней он мечтал всю жизнь.

У Соколова было главное, что необходимо успешному бизнесмену. У него были идеи. Причем идеи весьма оригинальные.

Ресторан достался Ивану Сергеевичу в полном развале. Предприятие это было убыточным с самого первого дня существования – с того момента, как в бельэтаже дома на углу Гороховой и Малой Морской в 1830 году открылся «Венский трактир». Увы, ему не была суждена мировая слава, и «Венский трактир» сменил ресторан «Вена» (нет, это была другая «Вена», так сказать - «Вена» дубль один, первый блин, который комом). Далее появился француз Де Сюмитьер, который на месте убыточной «Вены» открыл «Интернациональный ресторан» и начал ожидать прибыли. И вновь - провал. В конце XIX века Лернер открыл популярный «Ресторан Лернера» - лучшие люди Петербурга, высший свет съезжался к Лернеру, но это не помешало ресторатору обанкротиться.

Бельэтаж был явно заколдован - за шесть лет (с 1897 по 1903 год) сменилось восемь владельцев ресторана. А это - восемь концепций, в том числе и оформительских, и кухонных. Это - затраты на открытие и рекламу. И - никакой окупаемости. И это - на бойком месте, да при том, что популярность заведения всегда была на высоте, то есть, посетителей хватало, и посетителей денежных. Не помогло.

И вот в 1903 году появился бывший официант Иван Соколов, потомственный повар и ресторатор, со своими оригинальными идеями по поводу привлечения клиентов.

Целевой аудиторией ресторана Соколов решил сделать светское общество Петербурга. Само место требовало никак не меньшего. Допускалось разве что сделать ресторан местом питания императорской семьи, но никак не иначе. В очередной раз сменили вывеску, и появилась обновленная «Вена». Господин Соколов начал воплощать в жизнь свои идеи по привлечению целевой аудитории.

Тематические объявления и сарафанное радио для заманивания клиентов использовались в те времена достаточно широко, но Соколов пошел дальше. Он начал ловить клиента на живца.

В качестве живца выступали знаменитые писатели, художники и артисты. За посещения ресторана представителями богемы Соколов предложил им бонус: бесплатный ужин и рюмку водки. Как известно, люди творческие всегда испытывают недостаток финансов, страдают самой настоящей карманной чахоткой. Поэтому даровой ужин в шикарном ресторане привлек их немедленно.

Правда, Иван Соколов, с практичностью рязанского купца, оговорил бесплатно лишь одну рюмку водки (а какой русский человек будет ограничиваться одной, если он не трезвенник и не язвенник?), а ужин - по сокращенной программе (питательно, но без шика). Богема повалила толпами. «Разгоняясь» за счет хозяина, дальше они начинали «гулять под большое декольте» уже за свой счет. На этот случай - чтобы не отпугнуть творческих гостей заведения - были предусмотрены специальные скидки.

Вслед за богемой появились светские люди. Ужин в «Вене» с возможностью посмотреть на Куприна или Аверченко - это было модно. А ведь посещали ресторан не только они, залы просто ломились от знаменитых деятелей культуры и искусства. Писатель Мордвин устраивал в «Вене» свои знаменитые вечера (журфиксы), Андреев - основатель «Великорусского оркестра», посещал ресторан вместе со своими музыкантами. Это было стильно, и светская тусовка прочно обосновалась в ресторане. А уж богема так и вовсе считала «Вену» чуть не родным домом. Недаром на Куприна написали следующую эпиграмму:

Ах, в «Вене множество закусок и вина,
Вторая родина она для Куприна.

А сам Куприн написал оду в честь хозяина ресторана (автограф Куприна висел потом на стенке банкетного зала под стеклом и в рамочке - Соколов практически все «творческие подарки» своих посетителей выставлял таким образом - с одной стороны законная гордость за свое популярное заведение, с другой - пиар-акция). Ода была торжественна и патетична:

Известный гастроном, наш друг Иван Сергеев,
Губитель птичьих душ, убийца многих мяс,
Всех православных друг, но друг и иудеев,
В заботах кухонных ты с головой увяз.

Случалось над залой вскользь пореяв,
Он иногда кормил так изобильно нас,
Как женский монастырь не кормит архиреев,
И даже критиков кормил ты про запас!

Сконгломерировав актеров и поэтов,
Художников, певцов и прочих темных лиц
Поистине собрал музей ты раритетов.
От имени мужчин, от дам и от девиц

Богема шлет тебе шестьсот и шесть приветов...
Нет... «Вена» все-таки столица из столиц!

К сожалению, октябрьская революция положила конец благоденствию «Вены». Во время красного террора практически все представители петербургской ветви Соколовых были расстреляны, а помещение ресторана отошло «пламенному и бескорыстному борцу революции» - Сергею Мироновичу Кирову. В качестве квартиры. Пропали уникальные автографы, рисунки, эпиграммы и шутливые поэмы, которые благодарная богема дарила «убийце многих мяс». Пропал в революционной неразберихе архив семьи Соколовых - но это уже не только вместе с рестораном, но в результате гибели петербургских Соколовых.

Пропало и другое - завсегдатаи ресторана «Вена», та богемная тусовка, которая была лучшей частью российской культуры начала ХХ века. Впоследствии новая власть пыталась восстановить былую славу «Вены» и повторить работу Ивана Соколова в других местах - очень уж привлекательной была идея о специальном месте сбора для всей богемы. Но увы - то ли не хватало самой «Вены», то ли Ивана Соколова, а, может, все дело в том, что богема была уже не та (как писал Короткевич: «вы посмотрите на них, это ведь не актрисы, это - гражданки, да они в буфете сосисками перекусывают!»), но ничего не получилось.

А «губитель птичьих душ», Иван Сергеевич Соколов, повар, ресторатор, официант - вошел в историю русской культуры, неразрывно связавшись с ней котлетами по-венски.

София ВАРГАН