Княгиня Ольга: мудрость политики и экономики

Княгиня Ольга: мудрость политики и экономики О том где и когда родилась княгиня Ольга, кто были ее родители - точно неизвестно. Одни летописцы приписывают отцовство Вещему Олегу (Типографская летопись и Пискаревский летописец), другие считают, что были они не знатного рода, «от языка варяжска» (Повесть Временных Лет), третьи утверждают, что она была из знатного славянского рода: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга» (Иоакимовская летопись). А болгарские историки и вовсе выдвинули теорию, что Ольга была из болгар: «Игоря же ожени Олег въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу» (Новый Владимирский Летописец). Но где бы ни родилась княгиня, каковы бы ни были ее корни по крови, все ее великие деяния принадлежат славянской земле.

До смерти Игоря об Ольге практически ничего не известно. Была у князя жена - красавица, умница, сына воспитывала, дожидалась мужа из походов. Ничего особенного, то же, что и у других жен на славянских землях, разве что платье побогаче. Но смерть князя выдвинула на первый план княгиню - сын их Святослав был еще мал (всего-то три года) и в правители, конечно, не годился. Ольге пришлось принять на себя бремя власти во всей его полноте, «соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть». А первым деянием молодой княгини должна была стать месть древлянам, убившим князя Игоря.Княгиня Ольга: мудрость политики и экономики

Месть, нужно сказать, была ужасной. Первой местью Ольга заживо похоронила древлянских послов, которые приехали сватать ее за своего князя Мала. Второй местью посольство из знатных древлян (прибывшее вслед за первым для оказания чести княгине) заживо сожгли в бане. Третьей местью Ольга опоила древлян во время тризны на могиле мужа, и около 5 тысяч врагов погибли от рук ее небольшой дружины. Четвертой местью Ольга сожгла Искоростень - по легенде сделала она это с помощью птиц.

Казалось бы - бессмысленные в своей жестокости деяния, никак не соответствующие последующему крещению Ольги. Однако, в каждой мести был глубокий смысл. Молодая княгиня должна была продемонстрировать всем - и друзьям, и врагам - сильную руку правителя. «Волос долог, а ум короток» - так привычно говорили о женщинах еще с древних времен, и слабой княгине было никак не удержать княжеской власти. Причем, не столько враги представляли особую опасность, сколько «друзья». Желающих Киевского стола во все времена было много, а тут такой удобный случай: Святослав - дитя неразумное, а правит - женщина… Фактически месть древлянам была прекрасным политическим ходом, продемонстрировавшим, что новая правительница грозна с врагами, мудра и хорошо управляется с воинскими делами. Против такой правительницы сложно затевать какие-то козни. Того гляди - во враги запишут…

Была еще одна сторона вопроса, кроме демонстрации силы новой власти. Как ни крути, а древляне убили князя. Оставлять проступок подобного уровня безнаказанным - это напрашиваться на новые неприятности. Тем более, что убийство произошло из-за налогового спора. Ну а то, что наказание отличалось жестокостью - так время было соответствующее, древляне с Игорем тоже не особенно церемонились.

Но четвертая месть древлянам была не так проста, как обычная осада и сожжение города. Во время похода против древлян Ольга прошлась по всей Древлянской земле и установила дани и налоги - строго, справедливо и нерушимо. То, чего не сделал Игорь. Собственно говоря, он и погиб потому, что брал налоги так, как в голову взбредет. Не то Ольга: она ввела твердые «уставы» (периодичность налоговых сборов) и «уроки» (размер налоговых сборов), то есть - постоянные величины налогов. Это была первая на Руси упорядоченная система сбора налогов, до Ольги данный процесс больше напоминал хаотический грабеж, а не упорядоченное экономическое действие.

Более того, княгиня поделила подвластные Киеву земли на административные единицы, во главе каждой из которых поставив тиуна (княжеского администратора). В обязанности тиуна входила забота о процветании вверенной ему административной единицы, а также сбор налогов.

Ольга является автором системы погостов - центров торговли и обмена. Затем по погостам стали строить храмы, в этих центрах происходил сбор податей. При Ольге началось каменное градостроительство на Руси. Подвластные Киеву земли интересовали княгиню не только как источник дохода, она серьезно и внимательно занималась их благоустройством (хороший хозяин требует рекордных удоев только от сытой коровы). Ольга же установила первые государственные границы Киевской Руси, поставила заставы для охранения не только территории, но - торговых путей. Во времена Ольги процветала внешняя и внутренняя торговля, немцы и скандинавы охотно шли наемниками в русское войско.

Княгиня Ольга: мудрость политики и экономики Одно из величайших деяний Ольги - принятие ею христианства. Она была первым правителем на Руси, который крестился. С одной стороны это - несомненно деяние веры, с другой - политический шаг. Византия продемонстрировала княгине со всей наглядностью, что государственная и экономическая деятельность очень важны, но для процветания, для того, чтобы держава была истинно великой, необходимо устройство духовной жизни народа. Крещение Ольги было первым шагом на пути этого устройства. Правда, плоды принятия Ольгой христианства созрели уже не при ее жизни: Святослав был воином, интересовался больше битвами, чем высокой политикой или экономикой, над христианскими доктринами смеялся. Епископы, посланные королем Оттоном I на Русь в 962 году, потерпели неудачу. Зато Владимир, внук Ольги, не только крестился сам, но и окрестил Русь.

Княгиня Ольга умерла 11 июля 969 года и была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году Владимир Креститель перенес мощи святых, включая и прах своей бабки, в основанную им киевскую церковь Святой Богородицы. Летописи утверждают, что тело княгини чудесным образом сохранилось от тлена, а для истинно верующего христианина даже приоткрывалось окошко в каменном гробу, через которое можно было видеть «светящееся яко солнце» тело Ольги. Неверующие видели только каменный гроб.

В княжение Владимира Крестителя Ольгу начали почитать как святую, но официальная канонизация произошла в середине XIII века. В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Память равноапостольной Ольги празднуется 11 июля. Княгиня считается покровительницей вдов и новообращенных христиан. Ее следовало бы назвать еще покровительницей мудрых политиков и разумных экономистов.

София ВАРГАН