Вокзал-ресторан - новая французская тенденция

вокзал-ресторан Любители всего необычного и поклонники оригинальности! Быстрее пакуйте чемоданы и отправляйтесь в крошечную деревню Junas-Aujargues, расположенную в 10 милях к западу от Нима, древнейшего на нынешней французской территории римского города. Ним - административный центр департамента Гар на юге Франции. Оказавшись на месте, немедленно отправляйтесь на старый вокзал, превращенный в ресторан его гордым владельцем Peio Rahola - кстати, он поразительно похож на могучего бородатого короля теноров Пласидо Доминго.

Удобно устроившись за столиком, испробуйте классические блюда каталанской кухни: начните с эскаливада (escalivada) (смесь поджаренных красных перцев, баклажанов и лука, маринованного в оливковом масле), в качестве основного блюда закажите каталанскую треску по-монастырски (morue des nonnes catalanes) (треска, запеченная со шпинатом, кедровыми орешками и изюмом), а на десерт выберите ревень с клубникой и мятой (rhubarbe aux fraises et à la menthe). Все блюда вам подадут с улыбкой через нишу, некогда служившую окошком билетной кассы. После этого вас проводят в ресторанный зал, где ранее располагался зал ожидания для пассажиров давно упраздненной линии Ним-Виган.

Peio Rahola - один из многих покупателей французской собственности, которым надоело платить грабительские цены за крошечные квартирки с ужасной планировкой. Вместо этого он  предпочел купить заброшенный железнодорожный вокзал, где и устроил дом и ресторан. Его примеру последовали и другие предприимчивые люди - большие и маленькие, сельские и городские, старые терминалы сегодня переживают во Франции второе рождение. Rahola - лишь один из многих предпринимателей, возрождающих старые вокзалы к новой жизни. Его ресторан затерялся в зарослях оливковых кустов и виноградников. При встрече этот уникальный шеф-предприниматель спешит подчеркнуть, что все это ему нелегко далось. Но, несомненно, он на правильном пути. Иначе почему тогда один посетитель ежедневно приезжает на дрезине из самого Нима, чтобы позавтракать (характерный звук дрезины заглушает пение целого хора цикад)?

О цикадах Peio Rahola знает все. И это неудивительно, ведь по образованию он - энтомолог, и 12 лет проработал в различных исследовательских лабораториях на юге Франции. А потом вдруг урезали государственное финансирование и его вежливо освободили от обязанностей. Для Rahola это означало безработицу. Не слишком-то веселая перспектива для 30-летнего мужчины, которому нужно содержать жену и трехлетнего сына.

«Я разослал тогда несколько сотен писем и резюме, - вспоминает Rahola, - И все бесполезно. Я отчаянно искал работу и вообще хоть какое-то занятие. И решил: а почему бы ни попробовать открыть собственный ресторанчик? Эта была моя отроческая мечта - однажды управлять собственным рестораном. Я люблю поесть, мама прекрасно готовила - часто, обедая в ресторанах и кафе, я думал, что мог бы угостить своих клиентов гораздо более вкусной пищей».

Хотя Rahola родился на севере Франции, в его могучем теле течет каталанская кровь, в том нет никакого сомнения. Его родители - политические эмигранты, искавшие во Франции спасения от фашизма и режима Франко. Эмиграция была для них не осознанным выбором, а единственным выходом в нечеловеческих обстоятельствах, поэтому во Франции они старались воссоздать мир, который вынуждены были покинуть. Дома они не только общались на каталанском наречии, но и ежедневно готовили национальные блюда - с анчоусами, баклажанами, перцем и оливками.

Почти десятилетие назад Rahola повсюду искал подходящее помещение, чтобы начать свой ресторанный бизнес, и друг рассказал ему о заброшенном железнодорожном вокзале в деревушке Junas, который выставили на продажу.

«Когда я впервые увидел это здание, оно показалось мне унылым и зловещим, ветхим и безнадежным. Стены были черными, повсюду была вода, трава чуть ли не пояс, все позарастало - в конце концов, здание было необитаемым почти четверть века, стоит ли удивляться, что выглядело оно отталкивающе. Но я все равно пошел в местную мэрию и задал несколько вопросов. Даже не знаю, почему. Наверное, из чистого любопытства. В мэрии мне сказали обратиться в Национальное Общество железных дорог (SNCF). Во второй раз я приехал на заброшенный вокзал вместе с женой, и на этот раз увидел его другими глазами. День был чудесный, солнце ярко сияло, атмосфера на вокзале была такой волшебной и располагающей к отдыху - высокие потолки, трогательное окошко билетной кассы, опустевший зал ожидания... В эту минуту я мысленно уже представил свой будущий ресторан во всех деталях. Тогда я навел более подробные справки и узнал, что вокзал продается за 300 000 франков (£30 000). Феноменально дешево. В тот же день я подписал все бумаги и стал полноправным владельцем этого здания».

Не стоит думать, что Rahola ждал мгновенный успех. Вовсе нет. Ресторан располагается очень далеко от населенных мест и к нему трудно добраться. Хотя от сонного городка Сомьер вокзал-ресторан отделяет всего пара километров, попасть в него случайно невозможно. Кроме того, местные жители были незнакомы с каталанской кухней, которую взялся популяризировать Rahola, и аборигены вначале косились на пришельцев, считая их парочкой эксцентричных приезжих. Потом банки, вначале с благосклонностью воспринявшие начинание Rahola и давшие согласие финансировать превращение заброшенного вокзала в модный ресторан, внезапно изменили решение и неоднократно угрожали упрямому каталонцу арестовать имущество, особенно в первое время, когда подсчитали ежедневные убытки в зимние месяцы, когда клиенты в уединенном ресторане - большая редкость.

«Нас спасла статья в газете Midi Libre, - вспоминает Rahola с облегчением. - Эта статья нас прославила. До этого по воскресеньям у нас нередко завтракало не более двух клиентов, а после ее публикации все резко изменилось - места бронировали заранее, иногда доходило до 30 клиентов».

Хотя во Франции железнодорожные вокзалы продаются еще с 1930-х гг., за последние пять лет Национальному Обществу железных дорог удалось продать больше станций, чем когда-либо до этого. Этот всплеск интереса вызван желанием людей сменить обстановку, вырваться из городского плена и переехать в просторные дома в сельской местности, не тратя при этом огромных сумм. Купленный Rahola железнодорожный вокзал в Junas построен в 1882. Это типичный полустанок на старых линиях Париж-Лион-Средиземноморское побережье. В конце ХIX - начале XX века сеть железных дорог была очень разветвленной, вокзал были построены даже в самых захолустных населенных пунктах. Когда-то через Сомьер в день проходило не менее 42 поездов, а теперь не проходит ни одного. Неожиданным ударом для Rahola стало требование представителей SNCF вернуть сами железнодорожные пути, чтобы продать на металлолом в Корею.

«Если вы подумываете приобрести заброшенный железнодорожный вокзал и превратить его в ресторан, дерзайте! - говорит Rahola в заключение. - В конце концов, жизнь коротка, и нужно стремиться к воплощению своей мечты, даже если остальные считают это безумием. Тем не менее, помните: управлять рестораном - чертовски тяжелая работа. Ненормированный рабочий день и адская усталость».

Если же даже после предостережения Rahola вы по-прежнему хотите купить недвижимость (желательно в Бретани и в окрестностях Монпелье), начните с изучения местных газет, или свяжитесь с представителями SNCF. Действуйте без промедленья - во Франции осталось менее 2 000 железнодорожных станций, а вот желающих их приобрести гораздо больше.