Финансовое планирование: российский аспект

Финансовое планирование Прежде, чем что-то начать, нужно понимать, чем этого «что-то» может закончиться. А еще лучше - с максимальной долей уверенности предполагать, что будет происходить в этом загадочном промежутке между «начать» и «закончиться». Лучший способ предполагать - опираться на основанный на суровых и бескомпромиссных формулах трезвый расчет, который уже давным-давно в цивилизованном мире принято называть планированием. В ситуации же, имеющей хоть мало-мальски близкое отношение к деньгам в любом их виде, речь идет о финансовом планировании. И пусть вас не пугает это слово - о возврате в советскую эпоху речь не идет.

Планирование в российских реалиях достойно отдельного разговора. Почему? Во-первых, над самим словом довлеет прошлое - «плановая экономика», а все мы знаем, что это ну о-очень плохо. Во-вторых, тяготы переходного периода и проблем осознания - да, со временем все упростится, ведь делать что-то в пятидесятый раз куда проще, чем в первый... В-третьих, там, где есть неуверенность, всегда появляются нахлебники, мародеры, просто обманщики. Да-да, именно финансовое планирование (или бюджетирование, как его нежно принялись называть в последние годы) - трудный, но такой сладкий хлеб разнообразнейших деятелей на почве финансов - от консультантов-недоучек с гордыми кличками «бизнес-тренер» до бухгалтерш с пятидесятилетним стажем и химией на всю голову. И вот тут, несмотря на продвинутые замашки и креативное мышление, стоит выбрать все же классическую Марь-Палну: в планировании главное - реальный опыт, усидчивость и умение находить и исправлять собственные ошибки. Буйная же шевелюра и яркий галстук юного гуру от cash flow, конечно, радуют взгляд и приятно разнообразят серые стены финучреждений, но деньги любят интеллект, а не крикливость и настырность. Сколько раз не говори «халва», в кармане гуще не станет. Станет наоборот - жиже, потому как финансовому консультанту придется отстегнуть гонорар. Мелочь, но жалко.

Итак, зачем же нужно финансовое планирование? Так ли оно важно для бизнеса?

Планируют для того, чтобы:

- понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;

- знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

- добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

- предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Если немного внедриться на территорию потенциальной Марь-Палны, можно узнать, что бюджетирование подразделяется на краткосрочное (текущее) - охватывает период не более года, и капитальное (инвестиционное) - сроком поболее. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех - входных и выходных - денежных потоков за месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев. Основная цель такого планирования состоит в том, чтобы оценить нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени.

Естественно, финансовое планирование - не деятельность ради деятельности. Планирование должно быть эффективным - то есть его прогнозы должны сбываться, а все возможные неприятности должны быть предусмотрены. Поэтому выделяют три основные условия финансового планирования:

Прогнозирование. Финансовые планы составляются с использованием максимально точных прогнозов определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

Выбор оптимального финансового плана. Почти интуитивный момент, первичный и непознанный, скорее - талант. Именно этим страшен, потому что нужно верить только себе и слушать исключительно себя. Нет специальной программки или схемы, которая позволит принять безупречно правильное решение. Только изучение альтернатив плюс опыт плюс непонятно-что-еще - и вы лучший!

Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Комбинация долгосрочных и крткосрочных планов, четкое подчинение текущего планирования долгосрочным планам и... Да. Контроль в классическом понимании этого слова.

В условиях рыночных отношений даже глупо объяснять кому-либо необходимость финансового планирования - ведь в случае неудачи каждый, положившийся не на цифры и выкладки, а на «авось» и самомнение, рискует лишь… Нет. Не головой. Кошельком.

Григорий Вессер