Оперативный план предприятия - что стоит стратегия без тактики?

Оперативный план предприятияСтратегическое планирование обладает несомненной ценностью, особо подчеркнутой современными экономическими реалиями. Ведь без учета важных финансовых, экономических, политических, климатических и иных факторов экономическое развитие предприятия сегодня просто невозможно. Но не стоит забывать и о том, что без четкого планирования ежедневной деятельности все стратегические расчеты, сколь прозорливыми они ни были, обречены на провал. Поэтому нельзя пренебрегать оперативным планированием и составлением оперативного плана предприятия.

Оперативный план в системе экономического планирования

Разговор об оперативном плане невозможно вести без понимания той роли, которую играет планирование в экономической деятельности. Планирование определяет саму целесообразность осуществления того или иного вида экономической деятельности, обосновывает оправданность работы и существования конкретного предприятия. Ведь именно в ходе планирования вырабатывается концепция (то есть определение сферы работы, места на рынке и так далее), складывается прогноз (насколько востребованными будут товары и услуги, какой сегмент рынка может быть задействован и какими могут быть доходы), вырабатывается программа действий и мероприятий.

Очевидно, что имеется несколько видов планирования относительно деятельности предприятия. Оперативный план предприятия - это документ, являющийся практически последним звеном всей деятельности по планированию, начиная от стратегического планирования, включающего в себя общее направление развития предприятия, и заканчивая краткосрочным оперативным планированием, то есть планированием на срок от одного дня до одного квартала. Нужно отметить, что значительно реже, и только в отраслях с минимальной амплитудой изменения конъюнктуры рынка оперативное планирование может охватывать период до года.

Оперативные планы являются разновидностью так называемых текущих планов стабильных планов, то есть таких планов, которые призваны поддерживать существующие показатели хозяйственной деятельности или способствовать повышению ее эффективности за счет соблюдения основных хозяйственно-экономических принципов. Главной функцией оперативного плана предприятия является обеспечения четкой работы всех подразделений, структур и элементов предприятия. Для составления же подобного плана нужно иметь такую информацию, как:

  • данные об объеме и емкости рынка;
  • сведения об изменениях соотношения предложения и спроса;
  • информацию о конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
  • анализ о возможностях предприятия на определенном этапе удовлетворить потребности клиентов в продукции.

Структура оперативного плана предприятия

Таким образом, очевидно, что оперативное планирование неизбежно будет обладать собственной спецификой на каждом предприятии - в зависимости от рыночных, структурных, финансовых, отраслевых и иных особенностей деятельности. В этой связи не удивительно, что существует множество вариантов оперативных планов. Конечно, заявления о том, что сколько предприятий, столько и видов оперативных планов, являются преувеличением, однако особенности каждого отдельного производства необходимо учитывать всегда. Оперативные планы могут составляться из маркетинговых соображений, учитывать краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры, вносить изменения в производственный процесс в зависимости от предпочтения конкретной категории заказчиков, клиентов, покупателей. Кроме того, оперативные планы практически всегда подвержены влиянию региональных особенностей рынка. Впрочем, если говорить о предприятиях-производителях, имеющих дело с большими объемами товаров, то сформировались следующие методы составления оперативных планов:

  • объемный метод: распределяет объемы производства и продажи продукции по подразделениям предприятия и по конкретным временным отрезкам (от часа до квартала);
  • календарный метод: планирование определенных сроков выпуска продукции и характеристик производственного цикла в соотношении с планируемым объемом реализации на соответствующем сегменте рынка;
  • объемно-календарный метод: одновременное планирование сроков и объемов производственной деятельности за тот или иной интервал;
  • объемно-динамический метод: взаимодействие сроков, объемов и динамики производственной деятельности.

В случае с распространенными в настоящее время типами предприятий, представляющих собой мелкие и средние предприятия самого различного профиля, то в большинстве случаев оперативный план содержит следующие позиции:

  • организационная структура (например, наличие или отсутствие прав юридического лица);
  • имеющиеся в распоряжении оборудование и производственные мощности;
  • основные технические и технологические показатели производства и его эффективность;
  • местонахождение предприятия (с точки зрения доступности источников сырья и рынков сбыта);
  • вопросы управления запасами (сырья, материалов, инвентаря, готовой продукции);
  • контроль качества продукции и услуг;
  • уровень обслуживания клиентов и деловая репутация.

Александр Бабицкий