Антикризисные меры в России: каковы приоритеты правительства?

Антикризисные меры в России: каковы приоритеты правительства? Если перефразировать легендарную начальную фразу Льва Толстого из романа «Анна Каренина», можно сказать, что мировой финансовый кризис неприятен для всех государств, однако для каждой страны он неприятен по-своему. Есть национальные особенности протекания кризиса и в России, и насчитать их можно, если отбросить все второстепенные детали, в количестве трёх.

Во-первых, конечно, остаётся преимущественно сырьевой характер отечественной экономики. Можно сколько угодно говорить о том, что за последние годы развивается промышленность, что уровень производства в наши дни несравнимо выше производственных показателей начала и середины 1990-х годов, но факт остаётся фактом - основной статьёй пополнения государственного бюджета и главным фактором стабильности всей экономики остаётся экспорт нефти, газа, металлов, леса и так далее. Как известно, в результате кризиса мировые цены на нефть упали более чем в три раза (в настоящее время «нефтяная» цена скорректировалась в сторону увеличения).

Второй кризисный российский фактор плавно вытекает из первого: в условиях, когда основные доходы получаются за счёт экспорта сырья, страдает реальный сектор экономики. Собственно производство в России до сих пор остаётся недостаточно развитым, будучи неспособным сделать экономику по-настоящему стабильной в период испытаний. Причиной тому как тяжёлое наследство лихого прошлого десятилетия с его так называемой «приватизацией», так и политика правительства в 2000-е годы, когда сверхдоходы от нефтедолларов складывались в Резервный фонд, а не направлялись на развитие промышленности (впрочем, в сложившихся условиях оправданность таких мер теперь признают даже их бывшие критики).

Третьей проблемой является низкий уровень развития отечественной банковской системы, которая в силу своего юношеского возраста (фактически родилась лишь в конце 80-х - начале 90-х) не стала по-настоящему кровеносной системой российской экономики: отечественным предприятиям было выгодно брать кредиты в зарубежных, а не в своих банках, а в условиях кризиса иностранные источники капитала стали недоступны.

Все эти проблемы правительство РФ предполагает решать путём следования тем приоритетам развития страны, которые были сформулированы в благополучные годы и которые благодаря солидному Резервному фонду должны остаться неизменными и в кризисные дни. Итак, вот эти декларируемые нашим руководством приоритеты:

-- все социальные и финансовые обязательства государства перед гражданами будут выполняться в полном объёме: не будут сокращаться расходы на системы образования и здравоохранения, особое внимание будет обращено на совершенствование деятельности системы социальной защиты, в первую очередь обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров и работников бюджетной сферы и борьба с безработицей;

- будет ужесточён контроль за государственной помощью различным предприятиям: неэффективные производства и отрасли, неконкурентоспособные в современных условиях, не будут получать поддержки из бюджета, в то время как предприятия, имеющие значение для сохранения и развития промышленного потенциала страны, будут всячески поддерживаться государством;

- деятельность по активизации и расширению внутреннего рынка должна сделать российскую экономику более сбалансированной и снизить её зависимость от внешнеэкономических факторов (которые и стали главной причиной нынешних кризисных явлений) - в этой связи особое внимание будет обращаться сначала на государственное вмешательство через централизованные заказы и инвестиции, а затем на стимулирование частного спроса на рынке продовольственных и промышленных товаров, услуг, жилья;

- будет продолжаться реализация национальных инвестиционных проектов, главной задачей которых является модернизация отечественной экономической и социальной структур и превращение России не только в конкурентоспособное, но и в одно из ведущих государств в XXI веке;

- последовательно должна проводиться политика по снижению уровня государственно-административного вмешательства в рыночные экономические процессы, в частности, должны быть ликвидированы административные и правовые барьеры для частного бизнеса, прежде всего, для малого и среднего;

- развитие финансового сектора экономики, создание развитой системы, в которую будут входить банковская сфера, фондовый рынок, механизмы оптимального движения инвестиционных ресурсов, рынок страховых услуг;

- проведение максимально сбалансированной макроэкономической политики, в которую входят: создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, формирование условий для накопления внутренних сбережений граждан, снижение инфляции, повышение уровня доверия к национальной валюте и контролирование оптимального рублёвого курса.

Вот такие, без всякого спора, благие намерения вынашивает в качестве антикризисных мер российское правительство. Будем надеяться, что всё вышеперечисленное будет реализовано в полной мере. А пока стоит отметить, что согласно оценкам ряда аудиторско-консалтинговых агентств к началу 2009 года антикризисные меры правительства РФ являлись одними из наиболее неэффективных среди развитых и развивающихся стран: так, по этому показателю Россия уступала не только США, Франции, Канаде и Германии, но и Казахстану с Украиной. Остаётся ждать, что развитие событий покажет несостоятельность подобных оценок.

Александр Бабицкий