Кому выгоден слабый рубль

Кому выгоден слабый рубльНа фоне грозящих развернуться в настоящую финансовую «третью мировую» пока что локальных валютных войн особую актуальность приобрел вопрос о том, в какой степени для мировой экономики в целом и для отдельных национальных экономических систем выгодны или невыгодны низкие курсы валют. В применении к экономическому развитию России, для которой многие финансисты признают сдерживание курса национальной валюты по примеру Китая весьма эффективной тактикой, это вопрос получает следующее звучание - насколько выгоден или не выгоден российской экономике слабый рубль?

Кто радуется слабости рубля

Вряд ли в области финансовой теории имеется хоть какой-то ответ проще, нежели ответ на вопрос, кому в первую очередь выгодна слабая в курсовом отношении национальная валюта. Любой знакомый с азами экономической науки и логики человек запросто ответит, что валюта с низким курсом, будь то хоть российский рубль, хоть китайский юань, выгодна в первую очередь реальному сектору экономики, продукция которого идет на экспорт. Все просто - если предприниматель вкладывает собственные средства в реальное производство товаров, то есть в технологическую цепочку от сырья до готового продукта, то ему лучше, когда валюта (в данном случае рубль) в той или иной степени девальвирован и обладает низкой стоимостью по отношению к основным мировым валютам. Если рассматривать ситуацию упрощенно, без многочисленных подробностей и нюансов, то она выглядит следующим образом. Производитель реальных товаров, идущих на экспорт, вкладывает в себестоимость конечного продукта рубли - именно за рубли он покупает на внутреннем рынке сырье, именно рублями он платит заработную плату местным рабочим, именно рублями оплачиваются сопутствующие расходы и платятся налоги. Когда же он выходит на международный рынок, то за свой товар он получает валюту, обладающую по отношению к рублю более высоким курсом. И за счет разницы курсов при обмене валюты на рубли производитель экспортер получает большее количество рублей, то есть дополнительную выгоду. И эту накапливаемую со временем от экспорта при слабом рубле выгоду он в итоге может направить на модернизацию производства и на увеличение заработной платы своим работникам. Тем самым развивается производство, повышается благосостояние населения, увеличиваются отчисления в казну - следовательно, развивается реальный сектор экономики. Правда, при этом нужно учитывать, что эта схема возможна в первую очередь для производителей, работающих на российском сырье: при закупке сырья из-за рубежа за ту же сильную иностранную валюту положительный эффект от разницы валютных курсов нивелируется.

Кто ждет - не дождется укрепления рубля

Импорт и экспорт это две стороны одной медали, процессы по сути одинаковые, но все-таки с противоположенными векторами. Значит, и интересы у экспортеров и импортеров разнятся вплоть до противоположности, соответственно. И позиции по отношению к величине курса национальной валюты, к ее силе у них разные. Если производителям ориентированных на экспорт товаров выгоден слабый рубль, то тем, кто импортирует товары и тем, кто связан с импортными товарами, больше по душе рубль сильный. Все объяснимо: сильный рубль означает более выгодную позицию при приобретении товаров за рубежом, более дорогой рубль означает, что импортер сможет покупать больше товаров при определенном количестве рублей, которые обладают выгодным обменным курсом в сравнении с основными валютами. В свою очередь, это означает определенное снижение цен на импортные товары, которое особенно выгодно покупателям дорогих товаров, в немного меньшей степени выгодно покупателям импортных товаров среднего ценового сегмента, и значительно меньше, но все же выгодно покупателям дешевых импортных товаров, то есть основной массе населения. Но выгода эта скорее сиюминутна, нежели основательна.

Дело в том, что за счет сильного курса рубля и снижения за это счет стоимости импортных товаров действительно экономится часть расходов населения, причем чем более дорогие товары это население приобретает, тем больше экономия. Однако это сохранение части средств почти не оказывает никакого позитивного воздействия на реальный сектор национальной экономики. Ведь получается, что деньги идут на поддержку зарубежной промышленности, на ее техническое развитие, на создание рабочих мест для зарубежного населения. В то же время фактически затрудняется развитие собственных конкурирующих отраслей, которые при снижении цен на импортные товары ставятся в невыгодное положение. Особенно это положение является невыгодным для российского сельского хозяйства, которое в условиях высоких внутренних цен на топливо не могжет конкурировать с зарубежной продукцией. Не стоит забывать, что повышение курса рубля выгодно валютными биржевым спекулянтам, которые как раз и делают деньги на колебаниях курсов валют относительно друг друга.

Вот и получается, что слишком сильный рубль отчасти выгоден и предпринимателям, занимающимся импортом, и населению, однако в дальней перспективе вреден для развития экономики в целом. Так что по почти единодушному мнению специалистов идеальным для российской экономики вариантом было бы создание умеренно слабого и стабильного курса рубля, при котором не было бы условий для высоких темпов инфляции, и стимулировался бы рост реального сектора.

Александр Бабицкий