Реформа ЖКХ в России

реформа ЖКХ РоссииНи для кого не является секретом, что физический износ в российском ЖКХ на данный момент очень высок. Так, котельные изношены на 55%, коммунальные сети водопровода – на 65%, канализация и тепловые сети – на 63%, электрические сети – на 58%, водопроводные насосные станции – на 65%, канализационные насосные станции – на 57%, очистные сооружения водопровода – на 54%, очистные сооружения канализации – на 56%. Государство фактически уже не может содержать ЖКХ, и вынуждено переложить расходы на население. Собственно говоря, это и есть суть реформы ЖКХ, и ее стоимость оценивается в 3 триллиона рублей – именно столько потребуется, чтобы привести в рабочее состояние весь комплекс.

Недавно завершилось формирование системы предоставления адресных субсидий для оплаты коммунальных услуг – такие субсидии будут получать около 8% россиян. Фонд реформирования ЖКХ выделяет средства для строительства нового жилья и ремонта старого. Так в 2009 году регионам было выделено более 100 млрд. рублей.

Однако, многие сомневаются, что подобные вливания будут действительно хороши. Ведь если на реформу требуется 3 триллиона, а выделено всего лишь 100 млрд., то не окажутся ли эти средства «размазаны» по всему ЖКХ, и в результате получится, что ни один объект не доведен «до кондиции»? Однако, если речь идет о вливании денег в конкретные объекты, то подобные выделения средств всего лишь означают поэтапное исполнение реформы. Что может порадовать.

Во многом, конечно, реформа ЖКХ весьма хороша. К примеру, когда речь идет об установке в квартирах счетчиков воды, газа и тепла. Таким образом, жильцы будут платить только за те услуги, которые они потребляют на самом деле, а не оплачивать долю от общего потребления дома – ведь у каждого свои потребности, и кто-то сможет сэкономить.

Вот только счетчики стоят деньги, и далеко не все граждане (особенно сейчас, когда зарплаты резко снизились в связи с кризисом) в состоянии позволить себе подобный «девайс» для своей квартиры. К примеру, счетчик на газ стоит около 10 тыс. рублей – для многих пенсионеров это совершенно неподъемная цена.

Интересно, что установка счетчиков воды привела к тому, что те коммунальщики, которые занимаются водоснабжением и канализацией, наиболее пострадали во время кризиса. Дело в том, что люди начали экономить воду – ведь им приходится оплачивать уже не теоретический кусок потребления дома, выведенный где-то в заоблачных далях среднестатистическим методом, а вполне реальные кубометры, число которых показывает счетчик. А практически все Водоканалы рассчитывали свои мощности (и, разумеется, поступления средств) исходя из докризисных показателей. В результате у населения – экономия пользования водой, а у Водоканалов – прямые убытки.

Есть и другие негативные нюансы, кроме стоимости счетчиков. К примеру, если вы живете на последнем этаже многоквартирного дома, и над вами потекла кровля, вашу квартиру заливает, а с потолков обваливается штукатурка, то вы не сможете уже так просто обратиться в ЖЭУ с требованием отремонтировать кровлю. По новому закону вам придется собирать подписи жильцов всего дома – ведь им тоже нужно будет заплатить свою долю за ремонт. Однако, далеко не каждый захочет подписаться, особенно те, кто живет на нижних этажах, и малообеспеченные жильцы – у них-то с потолка ничего не течет, денег и так постоянно не хватает, так почему же они должны думать о сырости в вашей квартире? И хотя кровля дома, вне сомнения, имеет значение для каждого, вне зависимости от этажности, заставить поставить подпись вы не сможете. И так и будете подставлять тазики и ведра под капающую с потолка во время дождя воду. Если, конечно, в уставе вашего ТСЖ не оговорены подобные ремонтные нюансы (а для того, чтобы они были оговорены, нужно изначально внимательно следить за составлением документов).

Далеко не все бизнес-структуры, пришедшие в ЖКХ, действительно заинтересованы в повышении эффективности и качества энергоснабжения, тепло-, водо- и газоснабжения, в благоустройстве территорий и созданием комфортных условий жизни для граждан. Достаточно и тех, кто заинтересован в первую очередь в капитализации объектов инфраструктуры (причем – весьма прибыльных объектов). Нередки случаи, когда такие бизнес-структуры, после капитализации, скажем, тепловых сетей, брали кредиты «на модернизацию хозяйства». Затем никакой модернизации не проводилось, а уж затем – ударил кризис. В результате по долгам оказалось нечем расплачиваться, а пострадало в первую очередь финансовое положение ЖКХ.

Судя по всему, многие из нынешних управляющих и специализированных компаний в структуре ЖКХ не сохранят свой прежний вид после кризиса – будут приняты меры, чтобы не повторились подобные негативные моменты. В первую очередь будут приняты меры для уничтожения монополии на коммунальные услуги: если будет возможность выбора между различными компаниями, оказывающими те или иные услуги, то качество услуг автоматически должно повыситься.

В целом для граждан России реформа ЖКХ означает лишь одно: за жилье приходится платить дороже. Ведь по новому Жилищному Кодексу с 1 марта 2005 года оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется в 100% объеме, а это – подорожание на 20-25% по сравнению с прежними ценами. Тем не менее, несмотря на протесты граждан, реформа ЖКХ будет продолжаться, цены за услуги ЖКХ – возрастать (в основном – в зависимости от колебаний курсов), а ответственность за состояние ЖКХ будет лежать на самих гражданах.

София ВАРГАН