Что такое IPO – зачем компании нужно делать предложение

что такое ipoIPO, или первичное публичное предложение, нельзя сделать за одну ночь - оно требует от компании немалых усилий, которые при благоприятных условиях приносят обильные плоды. Если компания хочет начать продажу своих акций широкой публике, она проводит IPO. Сделав это, компания переходит из статуса частной к статусу публичной компании.

У частных могут быть держатели акций, но их немного, а компания должна соответствовать требованиям федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. После IPO ситуация резко меняется. Процедура выхода на IPO обычно занимает от трех до четырех месяцев - от начала процедуры до первого дня торгов на бирже.

Для чего нужна публичность

IPO - это просто еще один шаг для зарабатывания денег. Главная идея первичного публичного предложения для компании заключается в том, чтобы получить как можно больше средств от публичной продажи акций. Деньги можно использовать разными способами, например, вновь вложить их в инфраструктуру компании или в расширении бизнеса - что, кстати, обычно нравится инвесторам.

Дополнительное преимущество от размещения акций заключается в возможности привлечения на руководящие должности высококвалифицированных специалистов, предлагая им не только обычную зарплату, но и возможность приобретать акции компании по фиксированной цене.

Еще один плюс IPO заключается в том, что акции можно будет использовать при слиянии и поглощении. И, конечно, немаловажным, хоть и нематериальным, является вопрос престижа: для компаний тот факт, что их акции продаются на биржах, является предметом гордости и фактором привлекательности (особенно если это, например, Нью-Йоркская фондовая биржа или NASDAQ).

Первые шаги

что такое IPOКомпания, которая хочет начать публичную продажу акций, заключает договор с инвестиционным банком или несколькими банками для проведения IPO. Продавать акции самостоятельно компаниям не запрещено, но на практике такое не встречается - процедура слишком сложна и требует специальных знаний людей, профессионально занимающихся инвестированием.

Над одним IPO может работать несколько банков, но один из них выполняет функцию лид-менеджера (все банки, участвующие в IPO, называются андеррайтерами). Финансирование и риски, связанные с IPO, распределяются между банками. В процессе заключения договора представители компаний и инвестиционных банков обсуждают все детали IPO, в числе которых - ожидаемая прибыль и вид ценных бумаг, которые планируется выпускать.

Дальнейшие действия

После заключения договора банк подает в заявление на регистрацию в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКРЦБ). В заявлении содержится детальная информация о предложении и компании - в частности, о финансовом положении, руководстве, любых юридических проблемах, о том, для чего будет использована прибыль, и кому принадлежат акции до того, пока компания является частной. Предоставленная информация проходит тщательную проверку. Если все в порядке, будет назначена дата IPO. После того, как ФКРЦБ даст разрешение на проведение IPO, банк должен составить проспект, в который войдет вся финансовая и иная информация о компании, необходимая инвесторам.

Как зарабатывают андеррайтеры

Банк или группа банков, выступающих в качестве андеррайтеров, вкладывают деньги в IPO и «покупают» акции компании прежде, чем их размещают на бирже. Прибыль андеррайтеров составит разница между суммой, которую они заплатили перед IPO, и стоимостью акций, когда они официально поступят в открытую продажу.

Соревнование между инвестиционными банками за право проведения IPO может быть очень яростным - в зависимости от того, какая компания планирует осуществить переход в статус публичной, и от ожидаемых прибылей.

Дорожное шоу

Чтобы вызвать интерес к IPO, андеррайтер представляет проспект потенциальным инвесторам. Этот процесс называется дорожное шоу. Представители инвестиционных банков встречаются с инвесторами, и для этого они иногда ездят по всему миру (отсюда пошло название), а иногда используют интернет-конференции. Если потенциального инвестора привлечет IPO, андеррайтеры могут официально предложить ему акции по первоначальной цене. Это называется аллокацией IPO.

Дорожные шоу обычно проводят для крупных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, а не для частных инвесторов.

Как определяется цена IPO

Когда дата IPO приближается, андеррайтер и компания договариваются о цене акций. На цену влияют как положение дел в самой компании, такие и успех дорожного шоу и условия на фондовом рынке в настоящее время.

Как малые инвесторы получают доступ к акциям

Для малых инвесторов любые аллокации IPO практически недоступны. В подавляющем большинстве случаев они получают возможность купить акции только после их размещения на биржах; банки не делают таким инвесторам специальных предложений - по понятным причинам.

Большинство экспертов рекомендуют малым инвесторам выждать некоторое время перед покупкой акций. В первое время инсайдеры будут стимулировать спрос и поднимать цену. Через несколько дней ситуация обычно стабилизируется и малые инвесторы могут приобретать акции, не рискуя потерять большие суммы.

Что меняется для компании после IPO

После того, как компания становится публичной, она должна соответствовать нормам ФКРЦБ. Финансовая деятельность станет более открытой, кроме того, станут обязательными регулярные собрания акционеров.