Пять фактов об IPO - что значит систематическая ошибка выжившего?

факты IPO18 мая 2012 года состоялось IPO Facebook. Оценочная стоимость компании составила более 100 миллиардов долларов (для сравнения - оценочная стоимость Pepsi - 103 миллиарда, Kraft Foods - 70 миллиардов). Несомненно, за последние несколько лет Facebook осуществил одно из самых ожидаемых первичных размещений акций; с ним может соперничать, разве что, IPO Google 2004 года. Но дело здесь не в Facebook, а в некоторых фактах, связанных с IPO вообще. Учитывая эти факты, неопытные инвесторы смогут понять, действительно ли они готовы к увлекательной, но рискованной игре на рынке IPO.

Первоначальная цена

Наименее опытные инвесторы полагают, что цена IPO в начале первого дня торгов - это есть начальная стоимость акций, и при возможности с радостью их покупают. На самом деле эта цена зачастую существенно выше цены IPO. Помните, что если вы не являетесь членом руководства крупного фонда и у вас нет очень солидного состояния, и брокер звонит вам, чтобы предложить акции на цене IPO - сделка того не стоит. Действительно успешное IPO по начальной цене недоступно для малых инвесторов. Еще до того, как прозвенит колокол, открывающий торги, акции попадают к крупным фондам, и людям, способным платить большие комиссионные. Потом на волне повышенного интереса эти акции будут проданы по цене, значительно превышающей начальную.

Благоприятные обстоятельства

IPO всегда стараются проводить тогда, когда обстоятельства этому благоприятствуют - с точки зрения компании и ее андеррайтеров. Почему Facebook переходит в статус публичной корпорации, если многие социальные медиа сделали это еще в прошлом году (среди них - LinkedIn и Zynga)? Почему в эпоху «пузыря доткомов» на IPO выходило так много компаний, непосредственно связанные с «.com»? Потому что компании выбирают для публичного первичного предложения то время, когда, по их мнению, это вызовет у инвесторов наибольший интерес.

Систематическая ошибка выжившего

Для людей очень характерно думать что-то вроде: «О, если бы я купил акции Apple во время IPO» и «Куплю-ка я акции во время следующего привлекательного IPO и сделаю состояние». Однако на каждую компанию из группы «выживших», вроде Google или Apple, есть такое же, если не большее число компаний, которые обанкротились вскоре после IPO. Знаменитые примеры их эпохи «пузыря доткомов» - boo.com и theglobe.com.

Период ограничений

Инсайдерам законодательно запрещено продавать свои акции в течение определенного времени (обычно - шести месяцев) после IPO. В большинстве случаев после окончания периода ограничений инсайдеры сбрасывают свои акции, чтобы, наконец, извлечь свою прибыль. Помните, что это те самые люди, у которых было право приобрести акции по цене IPO. Вообще, общая рекомендация для тех, кто купил акции по начальной цене, звучит именно так - продать акции как можно скорее. Очевидно, в долгосрочной перспективе это оказывает серьезное влияние на стоимость акций.

Цена акций

У многих, если не у всех компаний IPO сильно переоценено. Компания Groupon, несмотря на отсутствие значительной прибыли, вышла на рынок под фанфары, следствием чего стала высокая цена акций - 28 долларов. Вскоре после IPO цена стоимость достигла 30 долларов, но сегодня она составляет менее половины своей первоначальной цены. В ажиотаже инвесторы иногда забывают даже про такой показатель, как соотношение цены акций и прибыли компаний - и вспоминают об этом только тогда, когда рынок опускает цену до адекватного уровня.

Заключение: Выше перечислены пять фактов об IPO, которые должен знать любой инвестор. Конечно, если очень опытные или очень удачливые инвесторы, которым, кажется, очень легко удается покупать именно те акции, которые приносят хорошую прибыль, но среднему инвестору преуспеть гораздо труднее.