Валютная война

валютная войнаБлагодаря министру финансов Бразилии Гуидо Мантега международный экономико-информационный лексикон недавно пополнился таким словосочетанием, как «валютная война». Как и любое новое понятие, этот термин только лишь начинает обрастать смыслами и наполняться содержанием, которое вскоре должно привести к появлению общепринятого значения. Пока же экономисты, финансисты и те, кто себя таковыми считает, вовсю пытаются расшифровывать новое понятие, мгновенно ставшее популярным.

Валютная война и валютный демпинг

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые специалисты тут же нашли исторического предшественника понятию валютная война, откопав среди литературы по финансам термин «валютный демпинг». Демпинг как снижение цен с целью подорвать позиции конкурента и получить преимущество в краткосрочной перспективе был известен экономической теории давным-давно. Что касается валютного демпинга, то под ним подразумевается значительное сокращение цен на экспортные товары, связанное с разрывом между процессами реальной инфляции той или иной валюты и официального понижения её курса. Таким образом государство стремится заработать на разнице между внутренними и внешними ценами на продукты экспорта, привлекая к своим товарам покупателей низкими ценами. Подобная политика, разумеется, не может быть по душе другим странам-продавцам аналогичных товаров, которые придерживаются среднемировых цен. Это в результате приводит к напряжённым отношениям, разрыву связей, обострению конкурентной борьбы.

Вышеописанный механизм действительно имеет немало общего с валютной войной. Разница в том, что в условиях валютной войны тем самым товаром, на разнице стоимости которого и пытается заработать то или иное государство, является государственная валюта. Общеизвестно, что низкая стоимость национальной валюты означает автоматическое снижение цен на мировые товары на внутреннем рынке из-за особенностей валютных обменных операций. Однако ситуация, когда девальвация валюты происходит вне зависимости от действий государства - это одно. Когда же государство сознательно идёт на то, чтобы искусственно поддерживать национальную валюту на низком курсе, дабы обеспечить низкие цены на внутреннем рынке и тем самым подержать реальный сектор экономики - это другое. Это и есть валютная война, ибо подобные действия напрямую затрагивают экономические интересы стран-конкурентов. Опасность валютной войны состоит в том, что конкурирующие государства пытаются искусственно ослабить каждая свою валюту, что в конечном итоге ведёт к дестабилизации глобальной экономической ситуации.

Опасности валютной войны

Собственно говоря, источником разворачивающейся в настоящее время валютной войны стало экономическое противостояние Китая и США в условиях мирового финансового кризиса, в котором Китай чувствовал себя пусть и не как рыба в воде, но вполне уверенно. Многие развивающиеся и вполне себе развитые страны решили испробовать китайский рецепт и прибегнуть к целенаправленной девальвации своих валют во имя поддержания собственных экономик хотя бы таким способом, раз другие возможности исчерпаны. По такому пути пошли Таиланд, Колумбия, Южная Корея, Япония. Именно массовый характер подобных действий и привёл к положению вещей, которое бразильский министр окрестил «валютной войной».

Любая война это всегда нечто негативное, однако в войнах обычно бывают победители и побеждённые. Большинство же экспертов с тревогой заявляют, что, скорее всего, в валютной войне, победителей не будет, зато проигравших будет предостаточно. Ведь единственный вариант ответных действий в валютной войне - это либо снижение курса собственной валюты, либо усиление протекционистской политики (то есть увеличения импортных пошлин, ужесточение правил таможенного ввоза, установление квот по объёмам импорта и так далее). А ведь именно протекционизм называют худшим сценарием развития глобальных экономических процессов с точки зрения выхода из мирового кризиса и преодоления его последствий. Попытки спастись с тонущего корабля в одиночку, без активного международного сотрудничества, учитывая степень современной глобализации, обречены на провал. Протекционизм же чреват ухудшением не только экономической ситуации, но и нарастанием политической напряжённости, которая нередко приводит к вооружённым конфликтам, особенно в так называемых точках напряжённости. Вот и получается, что вполне оправданные меры по поддержке реального сектора национальных экономик разумны с точки зрения снятия сиюминутной напряжённости, но весьма опасны в долгосрочной глобальной перспективе.

Александр Бабицкий