Новые налоги на автомобили: любишь кататься - придётся платить

новые налоги на автомобилиАвтомобили стали очень важной частью жизни современного человека. Это довольно трудно заметить, потому что мы уже не представляем самих себя без автомобилей. Благодаря снижению стоимости среднестатистической машины, которая чаще всего оказывается к тому же и подержанной, автомобиль стал средством передвижения для многих современных семей. Однако наивно было бы предполагать, что государство останется в стороне от такой бурно развивающейся сферы жизнедеятельности. Внимание же государства к чему-либо обычно выражается в установлении налогов. Новые налоги на автомобили уже введены или планируются, да и старые никуда не исчезли.

alt

Платим за мощность, платим за продажу…

В настоящее время основная часть автовладельцев сталкивается с двумя видами автомобильных налогов: с транспортным налогом и с налогом с продажи машины. В России транспортный налог имеет два компонента – федеральный и региональный. По законодательству каждый субъект Федерации самостоятельно устанавливает критерии и размер транспортного налога. То есть в каждой республике, области, автономном округе и крае местные законодательные органы сами определяют, сколько и за что именно должны платить автовладельцы. Они могут платить за единицу массы транспортного средства, за его стоимость, за срок эксплуатации (то есть фиксированную сумму за каждый год), за мощность двигателя в лошадиных силах, и так далее насколько хватит фантазии.

Но при этом существует федеральный стандарт транспортного налога и он исчисляется в зависимости от количества лошадиных сил, заключённых в двигателе автомобиля. Это стандарт должен присутствовать во всех региональных транспортных налогах. При этом субъекты Федерации могут изменять размер этого налога до 10 раз (дороже или дешевле). Что касается налога с продажи автомобиля, то он составляет стандартные 13% для физических лиц, налоговых резидентов России, и 30% для остальных категорий продавцов. Можно и избежать уплаты налога с продажи. Для этого нужно или более трёх лет владеть автомобилем (при наличии всех необходимых документов), или продать его за меньшую сумму, нежели она в своё время приобреталась, или продать его за сумму, которая меньше установленного законодательством минимума.

alt

Дорогие авто, высокие налоги

Есть у автомобилистов и свежие «приятные» новости в виде новых налогов на автомобили – с 1 января 2014 года в России действует налог на роскошные автомобили, то есть на такие транспортные средства, которые являются признаком сверхдоходов. Целесообразность введения такого налога долго обсуждалась правительственными и общественными экспертами. С одной стороны, именно дорогие автомобили являются одним из объективных критериев для выявления самой богатой прослойки населения. С другой, нелегко выделить чёткие критерии, по которым автомобиль попадает в соответствующую категорию.

Критики закона указывали, что ни стоимость автомобиля, ни мощность его двигателя не являются бесспорным показателем. Так, они опасались, что установление налога в зависимости от стоимости автомобиля создаст «серый» рынок дорогих машин. Автосалоны и частные перекупщики будут продавать автомобили за суммы, не превышающие официальный «порог роскоши», а оставшиеся деньги будут получать в обход официальной бухгалтерии. С другой стороны, мощность автомобиля также не является указанием на богатство покупателя – в России широк рынок подержанных авто, которые приобретены с весьма мощными двигателями за разумные деньги. В итоге налог на роскошные автомобили стал привязан сразу к нескольким показателям – его выплачивают все владельцы машин, стоящих более 3 миллионов рублей. При этом базовый коэффициент определяется по количеству лошадиных сил (транспортный налог), а к нему добавляется коэффициент роскоши, зависящий от срока использования машины.

alt

Чего ещё ждать

Вместе с тем российским автовладельцам не стоит расслабляться – государство планирует вводить новые налоги, связанные с машинами. Не может же оно проигнорировать факт увеличения благосостояния населения и существенного увеличения количества эксплуатируемых автомобилей. На данный момент существует три основных направления, по которым может пойти введение новых автомобильных налогов. Во-первых, налогами могут всё-таки облагаться двигатели, потому что сложно спорить с тем, что чем мощнее машина, тем она дороже. Чтобы не раздражать население дальнейшим муссированием этой темы, предполагается уйти от лошадиных сил и обратить внимание на объём двигателя, исчисляемого в кубических сантиметрах. Чем больше этих сантиметров, чем мощнее двигатель, тем выше налог. Правда, по сути, это направление ничем не отличается от налога на лошадиные силы.

Во-вторых, налог на подержанные автомобили – наступление на большое количество импортных подержанных автомобилей, чей возраст исчисляется даже не годами, а десятилетиями. Бесспорно, такие автомобили составляют значительную, если не основную часть современного российского автопарка. Между тем правительство декларирует необходимость защиты интересов отечественных автопроизводителей. Стимулировать спрос на российские машины можно, прежде всего, с помощью налогов. Чем старше машина, тем выше на неё налог. Однако подобные налоги нужно вводить очень осторожно, потому что удорожание подержанных иномарок это удар по реальному благосостоянию населения – за последние годы все поняли, что «б/у-шная» иномарка почти всегда лучше новой российской машины. В-третьих, так называемый экологический налог, начисляемый в зависимости от класса экологичности автомобиля, то есть от объёма содержащегося в его выхлопах углекислого газа. Это другой способ мотивации автовладельцев пересаживаться на новые машины, соответствующие современным экологическим стандартам.

Александр Бабицкий