Вандербильты: «Какое мне дело до закона, ведь у меня есть власть!» - Деньги и таланты

Оставался старший, Уильям Генри Вандербильт. Удивительно, но изначально Командор считал своего старшего сына «сосунком» и «болваном». Тем не менее, именно Уильям Генри проявил все наследственные признаки настоящего бизнесмена, истинный талант в «делании денег». Убедившись, что старший сын соответствует требованиям, Корнелиус Вандербильт завещал ему все состояние (за исключением незначительных выплат остальным детям и пожертвования университету).

Уильям Генри Вандербильт был действительно талантлив, его даже называли бизнес-гением - еще при жизни Командора. Он пережил отца всего на восемь лет, но своим детям оставил уже не $90 млн., полученных по завещанию, а около $200 млн. - за довольно непродолжительный промежуток времени Уильям Генри удвоил состояние. Прославился он фразой, которую сказал газетному корреспонденту по случаю закрытия Чикагского железнодорожного маршрута, который оказался убыточным. Когда у него спросили: «Разве вы организовали его не для общественной пользы?», Уильям Генри Вандербильт четко ответил: «К черту общество! Я работаю для наших акционеров. Если обществу нужен поезд, то почему бы за него не заплатить?».

При этом Уильям Генри вовсе не был жестоким или злобным человеком. При всей талантливости бизнесмена (он был известен тем, что способен был сделать любой убыточный бизнес прибыльным), младший Вандербильт обладал определенной душевной чуткостью и отсутствием скупости. Так Командор ссудил $150 тыс. генералу Улиссу С. Гранту (бывшему президенту США), в залог он взял права на всю недвижимость генерала, его шпаги и медали. Когда генерал умер, Уильям Генри вернул все его вдове, несмотря на то, что долг так и не был возвращен.

Увы, наследники этого Вандербильта желания заниматься бизнесом не проявили. Зато строили роскошные особняки: два в Ньюпорте ($10 млн. каждый), знаменитый Билтмор в Северной Каролине, дворец на Пятой авеню по образцу французского Шато Блуа.

Интересно, что если Корнелиус Вандербильт-младший оставил после себя память лишь как сын Командора и эпилептик-скандалист, то его дети оказались не обделены талантами. Правда, не в области бизнеса. Например, Алиса Гвен Вандербильт, дочь Корнелиуса-младшего, недостижимый идеал Эллочки-Людоедочки, воспетый Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев», стала скульптором, куратором и основательницей Музея американского искусства в Нью-Йорке.

Младший из сыновей Командора тоже оставил наследников (Вандербильты вступали в брак довольно рано), и его сын стал писателем, газетным издателем и кинопродюсером.

Последним Вандербильтом, который оставил след в бизнесе, стала Глория Вандербильт, дочь Реджинальда Вандербильта (этот потомок Командора ухитрился за двадцать лет пропить $20 млн. - по миллиону в год) и Глории Морган (из семьи «тех самых» Морганов - банкиров и потомков пирата). Реджинальд оставил дочери $10 млн., которые его юная вдова благополучно проматывала в Европе. Однако, дело закончилось тем, что когда Глория-старшая в очередной раз попала под суд (по обвинению в любовной связи с английской маркизой Надеждой Милфорд-Хэйвен), на судебное заседание явилась Глория-младшая в окружении адвокатов (девочке было 10 лет) и заявила судье: «Скажите ей, чтобы она перестала тратить мои деньги!». Дело было решено в пользу Глории-младшей. Правда, в 21 год она получила не $10 млн., а только $4 млн., но стараниями такой мамы могло и вообще ничего не остаться.

Эта представительница Вандербильтов выпускала джинсы и простыни, фарфор и духи марки Miss Vanderbilt. Увы, она была практически последней наследницей духа Командора.

Вандербильты занимались благотворительностью, они поддерживали университеты, основывали музеи (Гертруда Вандербильт Уитни основала Музей Американского искусства Уитни) и даже спортивные кубки (Уильям Киссэм Вандербильт II основал кубок Вандербильта в области автоспорта). В общем, в поле их внимания попадало практически все, кроме бизнеса. Они азартно тратили деньги. В 1973 году состоялась встреча потомков Командора, которых оказалось 120 человек. Увы, среди них не было ни одного миллионера.

София ВАРГАН