Результаты ослабления рубля: рак пятится назад, а щука тянет в воду

Результаты ослабления рубля: рак пятится назад, а щука тянет в воду Банковский кризис 1998 года привел к тому, что у большей части населения России слились в одно понятия девальвации, деноминации и дефолта. То есть, по мнению многих россиян, девальвация в обязательном порядке ведет к дефолту, ну а о дефолте, естественно, сохранились самые негативные воспоминания. Подобные убеждения связаны в основном с тем, что потрясения 90-х годов прошлого столетия начинались с инфляции, затем последовала деноминация (1997 г.), ну а в 1998 г. - дефолт, и миллионы россиян буквально в один момент лишились всех своих сбережений. Время прошло, и события кажутся взаимосвязанными, а девальвацию автоматически приравнивают к инфляции.

Казалось бы - какая разница путают люди девальвацию с дефолтом или нет. Однако, подобная путаница ведет к паническим настроениям и, как следствие, россияне начинают избавляться от национальной валюты (в 1998 году можно было сохранить свои сбережения лишь в иностранной валюте, и подобный сценарий впечатался в сознание), происходит отток капиталов из банков - изымаются банковские депозиты. А вот это уже негативно сказывается на реальном секторе экономики.

При этом контролируемое ослабление рубля (то, о чем сейчас идет речь) должно было оказать положительное влияние на российскую экономику. Мировая практика показывает, что результатом плавной девальвации национальной валюты становится повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, увеличение производства товаров, замещение импортных товаров отечественными. Более того, ослабление национальной валюты ведет к повышению конкурентоспособности продукции предприятий не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, а предприятия получают так называемую девальвационную прибыль.

Однако не все эксперты согласны с подобным сценарием. Так, к примеру, Александр Гребенко, генеральный директор компании «Кредитный и Финансовый Консультант», высказал мнение, что «эффект будет обратным: многие предприятия будут банкротами, а в оставшихся упадет производительность труда». Виктор Четвериков, генеральный директор Национального рейтингового агентства, поддерживает мнение о негативном эффекте ослабления рубля: «В России это не работает, так как процесс реального ценообразования подменен «барышничеством» большого числа посредников, которые занимаются перепродажей товаров и услуг из рук в руки. До конечного пользователя доходит товар с суррогатной ценой. На Западе такой подход работает».

То есть, особенности российской действительности ведут к тому, что сценарий ослабления национальной валюты, призванный оздоравливать экономику, приобретает «болезненные» черты.

Некоторые минусы ослабления рубля уже почувствовали россияне, бравшие в 2006-2007 годах долларовые ипотечные кредиты. Тогда подобный кредит представлялся весьма выгодным - на фоне укрепления рубля, и многие граждане, завороженные возможностью «купить дешевле», не обращали внимания на рекомендации экспертов и аналитиков - брать кредиты только в валюте дохода.

Теперь же, когда идет ослабление рубля, начались и неплатежи по валютным кредитам: доход в рублях, а кредит в долларах - это увеличение суммы кредита в рублях, и иногда до такой цифры, что выплаты банку действительно становятся невозможными (не хватает доходов). Правда, банки предлагают программы рефинансирования кредитов как раз для таких должников, но не все еще ими воспользовались. А по информации коллекторских агентств в конце 2008 года около 11% заемщиков отказалось погашать долларовые кредиты.

У банков же в связи с ослаблением рубля свои проблемы. Евгений Пен, директор петербургского филиала Тверьуниверсалбанка, утверждал, что «в условиях нестабильности национальной валюты, горизонты планирования не могут быть среднесрочными и долгосрочными, что пагубно сказывается на экономике».

Судя по всему, западный сценарий девальвации национальной валюты действительно не будет работать в России. Повышение конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках, конечно, дело хорошее, вот только о каких товарах идет речь? До 80% российского экспорта составляли до недавнего времени углеводороды (газ, нефть). Собственно говоря, именно падение как цен на это сырье, так и спроса на него (прогнозируется, что спрос в ближайшие несколько лет сократится на 25-30%), и привело к необходимости девальвации рубля. Но отсюда следует неутешительный вывод – в России практически не производится промышленных товаров, которые были бы востребованы на Западе. То есть, о повышении конкурентоспособности говорить не приходится - нечего повышать.

Сохранение золотовалютного резерва страны - это одна из причин, по которой было принято решение об ослаблении рубля (по крайней мере, именно так декларировалось). Некоторые эксперты считают, что девальвация не поможет сохранить золотовалютные резерв, так как совокупные долги российских компаний иностранным кредиторам примерно и равны золотому запасу страны. Хотя мнение этих экспертов вызывает некоторое недоумение: какое отношение компании имеют к государственному золотому запасу?

Зато в результате ослабления рубля будет происходить и уже происходит повышение цен на все импортные товары (автомобили, продовольствие, бытовая техника и т.д.). Будет падать (и уже падает) уровень жизни населения. Реальные доходы населения упадут (то есть, при том же количестве рублей можно будет купить куда как меньше товаров).

Но, возможно, будет и плюс. В 1998 году в результате ослабления рубля в России начало развиваться производство: на внутреннем рынке импортные товары были не слишком востребованы из-за высокой цены, и произошло импортозамещение. Может быть, нынешняя девальвация подстегнет российскую промышленность. По мнению Евгения Пена, «произойдет оздоровление экономики, «отомрут» многочисленные финансовые и торговые посредники. Как следствие структура цены ТНП в рублевом эквиваленте пойдет вниз».

Что ж, девальвация продолжается, и вскоре каждый россиянин лично сможет убедиться в верности прогнозов многочисленных экспертов и аналитиков, как сторонников пессимистического сценария, так и неисправимых оптимистов.

София ВАРГАН