Либерализация внешней торговли: опасные перемены

Либерализация внешней торговлиКак говорил участник движения за гражданские права шестидесятых Стоккли Кармайкл: «Либерал мечтает о переменах, но хочет, чтобы они ничем не угрожали его положению». На практике либерализация зачастую оказывается болезненным процессом, имеющим как очевидные преимущества, реализуемые при наличии ряда условий в долгосрочной перспективе, так и недостатки.

Либерализация внешней торговли предполагает отказ государства от протекционизма, послабление или отмену ограничений, препятствующих развитию импортно-экспортных процессов и введение рыночных механизмов регулирования внешней торговли, ограниченных только рядом юридических обязательств.

Предыстория

Либерализм во внешней торговле - наследие британской имперской политики XIX века, позволявшей британцам, грубо говоря, жить самим и давать жить другим. После Второй мировой войны у руля формирования новой системы принципов либерализма во внешнеторговых отношениях встали США. Со времен Бреттон-Вудской конференции (с ее принципами многосторонней торговли на основе фиксированного курса обмена и золотого стандарта национальных валют) и Женевских соглашений, сформировавших в 1946-1947 годах ГАТТ, главными методами либерализации внешней торговли для большинства стран мира являлись снижение таможенных пошлин и установление принципов наибольшего благоприятствования. Множество многосторонних соглашений членов союза регулировал лишь основной свод этических норм и ряд регламентационных правил, определяющих порядок регулирования возможных конфликтов. Сокращение импортных тарифов в США способствовало развитию промышленности стран-партнеров, в особенности, Европы.

В 1996 ГАТТ заменила ВТО. В отличие от предшествующей организации, она унифицировала систему требований по отношению ко всем членам соглашения, коих в настоящее время насчитывается сто пятьдесят три, и кроме сферы товарного обмена затронула торговлю услугами и сферу интеллектуальной собственности.

Со временем подходы США к либерализации международной торговли эволюционировали. Произошло разочарование в многосторонних методах и поворот к двусторонним соглашениям и региональной политике, обусловленный структурным изменением мировых экономических процессов. Сегодняшние технологии позволяют приспособить к функционированию на глобальном рынке даже небольшие корпорации посредством научно-технического совершенствования их производственной и сбытовой базы и управления.

Либерализация внешней торговли в России и перспективы вступления в ВТО

В России либерализация внешней торговли стала частью перехода к рыночной экономике наряду с либерализацией цен и приватизацией. В начале девяностых политика правительства по отмене государственной монополии внешней торговли и введению экспортных пошлин в противовес субсидированию импорта привела к потере 10% ВВП. Отечественным предприятиям было сложно конкурировать с импортными производителями, к тому же в силу естественных последствий от перестройки экономики терялись старые хозяйственные связи.

В итоге в 1993-1994 годах пошлины на импорт были введены, а субсидии ликвидированы. Влияние МВФ, предоставлявшего России кредиты, обусловило последующее снижение импортных пошлин и отмену налога на экспорт.

Вопрос о вступлении Росси в ВТО рассматривается со второй половины девяностых, но решение по нему до сих пор не принято. Недавно о поддержке принятия России в ВТО высказалась Австралия, а президент страны выразил надежду на поддержку США.

В перспективе вступление России в ВТО может привести к минимизации административных издержек, возникающих при импорте. Кроме того, это улучшает условия для иностранных инвестиций. Однако членство в ВТО предполагает выполнение ряда серьезных требований по стандартизации труда и поддержанию на должном уровне экологических стандартов производства. Кроме того, членство в ВТО устанавливает определенные рамки, препятствуя возможному введению протекционистских мер.

Протекционизм или либерализация?

И та, и другая политика имеют ряд определенных издержек. Протекционизм ограничивает конкурентные возможности производителей и в долгосрочной перспективе ослабляет предпринимательскую инициативу, сдерживает процессы международной специализации труда и, возможно, рост благосостояния населения и инновационные процессы.

Либерализация торговли в условиях нестабильной макроэкономической ситуации может привести к неспособности отечественных предприятий конкурировать с импортными производителями, дезорганизации отечественного производства и снижению трудовой активности, нерациональному потреблению, и уязвимости стратегически важных отраслей в условиях несовершенного нормативного обеспечения либерализационных процессов. Экономисты отмечают важность разработки программ стимулирования экспорта при запуске процессов либерализации внешней торговли и ведения продуманной фискальной и кредитной политики.

Ксения Жарчинская