Либерализация цен: светлое будущее?

Либерализация ценЛиберализация цен - это комплекс мероприятий по формированию системы свободного ценообразования. В процессе либерализации государство частично или полностью снимает с себя функции по прямому регулированию цен, делая упор на косвенных методах регулирования ценообразования.

Косвенные методы регулирования цен помогают сохранить приемлемую ситуацию и для покупателей и для производителей, не нарушая при этом естественного баланса рыночной экономики. Например, цены на молочную продукцию в США регулируются следующим образом: Конгресс устанавливает оптимальный контрольный уровень цен; в том случае, если цена на молоко, сыр, масло и другие молочные продукты оказывается ниже контрольной точки, государство скупает эти продукты, и направляет их на экспорт, на благотворительность, питание в государственных учреждениях.

Плановая экономика характеризуется жестким ценообразованием, при котором цена определяется директивно, сверху - такие цены не подвержены инфляции, и обеспечивают необходимый уровень доступности потребительских товаров населению, но плановое ценообразование имеет множество недостатков, либерализация цен помогает их устранить.

Свободное ценообразование делает экономику более гибкой, повышается рост производства.

Высокая конкуренция дает толчок новым идеям и повышению качества товаров.

Обеспечивается свободное передвижение капитала.

Рынок труда, товаров и услуг становится более мобильным.

Снижается уровень бюрократизации экономики.

Расширяются возможности для инвестирования, открывается более свободный доступ на международные рынки.

Не всегда прямые методы государственного регулирования цен помогают бороться с инфляцией, в ряде случаев эффективны «естественные» рыночные способы регуляции цен.

Варианты либерализации

1. Метод «шоковой терапии» - Россия, страны Восточной Европы

2. Постепенная либерализация - Вьетнам, Китай, Франция (1973 - 1986 годы), страны Западной Европы после Второй мировой войны.

Метод «шоковой терапии»

Либерализация цен в России была осуществлена в январе 1992 года. Согласно мерам, предложенным реформаторами, от государственного регулирования освобождались цены на все группы товаров, кроме социально значимых (продукты питания: молоко, хлеб, билеты в общественном транспорте). Сначала существовали ограничения на цены, но уже к марту 1992 года эти ограничения стало возможным отменять. Несогласованность мер по либерализации цен с другими экономическими реформами и стремительность ее проведения привели к ряду неблагоприятных последствий.

Первым среди них стало развитие гиперинфляции (2600 % в 1992 году). Деньги в результате либерализации начали стремительно обесцениваться, из-за чего пришлось ввести талоны на многие товары, а предприятиям, которым катастрофически не хватало оборотных средств, государство было вынуждено выдавать кредиты, ради которых Центробанк значительно повысил эмиссию рубля. Нехватка оборотных средств на предприятиях стала причиной задержек в выдаче заработной платы работникам.

В результате галопирующей инфляции обесценилась заработная плата, доходы, вклады и сбережения населения, и как следствие упала покупательная способность, спрос стал низким и неравномерным. Значительно выросла безработица, усилилась разница между богатыми и бедными, резко выросла доля бедных и очень бедных домохозяйств.

Ошибки российской либерализации

В чем именно состояли причины столь тяжких последствий либерализации цен в России - этот вопрос является темой для долгих споров. Но, как считают многие экономисты, ошибкой стало проведение мер по либерализации до приватизации, результат которой также был неудовлетворителен. Производство было полностью монополизировано сначала государством, которое устанавливало цены, впоследствии цены стали устанавливать монополисты-частные лица, но не рынок, как планировалось. Результатом несоответствия гигантского роста цен росту денежной массы (то есть финансовых ресурсов, а не «пустых» необеспеченных реальным содержанием банкнот), стало то, что денежная масса к 2000 году составила около 15 % ВВП. В то время как в других странах, переживающих переходный период, она равнялась 20-30% ВВП (для сравнения, в развитых странах этот показатель достигает 60-100% ВВП). По мнению экономиста Глазьева, либерализацию необходимо было дополнить мерами по созданию регулирующих сдерживающих механизмов.

Что еще можно было сделать?

Провести предварительную денежную приватизацию: продажа акций крупных предприятий населению позволила бы изъять денежные средства у населения и восстановить баланс.

Осуществить продажу других форм госимущества: земельных участков, средств производства, жилищного фонда и так далее.

Осуществить постепенную либерализацию (китайский путь), при которой ценообразование на товары первой необходимости должно было освобождаться от государственного контроля поэтапно, в течение длительного срока.

Все эти способы помогли бы сохранить экономическое равновесие, но, как утверждают российские реформаторы, политическая нестабильность, конфликт между исполнительной и представительной властью в России делал невозможным постепенные и длительные реформы.

Постепенная либерализация - «китайский путь»

Постепенный способ обходится государству дороже, чем «шоковый» метод, ведь необходимо сохранять прежний уровень социального обеспечения, который не в состоянии поддерживать только-только формирующаяся рыночная экономика.

В Китае переход к рыночной экономике осуществлялся очень плавно - с 1978 года до начала нового тысячелетия. На протяжении всего периода реформ государство сохраняло за собой рычаги воздействия на цены. Применение свободно формируемых рынком цен постепенно расширяло свои границы: от цен на группы потребительских товаров к средствам и факторам производства. В последнюю очередь проводилась реформа ценообразования отраслей естественных монополий.

К 2000 году система ценообразования в Китае включала три вида цен:

  • фиксированные (устанавливались государством),
  • рыночные (формирующиеся под воздействием спроса и предложения),
  • плавающие (свободно формирующиеся в пределах, установленных государством). Инфляция на протяжении всего периода реформ не превысила 20 %.

Одажиу Людмила