Подготовка компании к IPO: этапы и стандарты - Выход

подготовка компании IPO выход

Выход на IPO: шаг за шагом

Если компания соответствует базовым финансовым требованиям, если ее руководство считает, что первичное публичное предложение поможет в достижении бизнес-целей, и если ситуация на рынке благоприятна, можно приступать к процедуре выхода на IPO. Весь процесс может занять 4-8 месяцев - от начала активной работы с андеррайтерами до закрытия предложения покупки акций.

Сформировать эффективную команду руководителей

У быстроразвивающихся компаний, как правило, уже есть сильное и эффективное руководство, однако выход на IPO зачастую требует новых сил и талантов. У менеджеров высшего звена должен быть значительный опыт работы с финансами и бухгалтерией, чтобы соответствовать более строгим требованиям, которые предъявляются к публичной компании. Из-за этого многие компании, готовящиеся к выходу на IPO, нанимают финансовых директоров и других менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и опытом.

Специалисты по подбору персонала говорят, что у успешного, опытного финансового директора не обязательно должен быть опыт работы в компании в момент ее выхода на IPO, однако очень важно, чтобы у него и других членов руководства помимо высокой квалификации были хорошие навыки общения, которые позволят им эффективно представлять свою компанию. Перед выходом IPO руководству приходится много общаться с андеррайтерами, потенциальными инвесторами, аналитиками, поэтому коммуникабельность для менеджеров - качество совершенно незаменимое.

Состав совета директоров иногда также нуждается в изменениях. Крупнейшие фондовые биржи в мире требуют, что большинство членов совета директоров компании, выходящей на IPO, были независимыми. Кроме того, необходимо, чтобы комитет по аудиту и комитет по выдвижению корпоративному управлению состояли из независимых директоров. Наконец, компания должна предоставить информацию о том, есть ли в составе комитета по аудиту финансовый эксперт. Чтобы компания могла соответствовать всем этим требованиям, нередко приходится привлекать независимых членов совета директоров, особенно для комиссии по аудиту.

Усовершенствование системы финансовой отчетности

Прежде чем подавать начинать переговоры с андеррайтерами или подавать заявление на IPO, необходимо убедиться в том, что у компании адекватная система финансовой отчетности, позволяющая вовремя предоставлять точную информацию. Если правильно выбрать наиболее важные для компании финансовые показатели и тщательно следить за их изменениями, это может значительно улучшить результативность бизнеса, поскольку это позволит всем сотрудникам сосредоточиться на факторах, которые способствуют развитию компании. Вообще, предполагается, что финансовая отчетность будущей публичной компании должна быть как можно более открытой, отработанной и максимально защищенной от возможных махинаций.

Выбор инвестиционных банков

В мире бизнеса этот этап подготовки IPO иногда называют «конкурсом красоты». Компания выбирает банк, который наиболее соответствует ее требованиям - способный обеспечить хорошее финансирование, квалифицированных специалистов для всех этапов процедуры выхода на IPO, имеющий хорошую репутацию. За право проведения IPO некоторых компаний крупные инвестиционные банки могут практически сражаться - если все получится, прибыль может оказаться огромной. Как правило, перед тем, как руководство компании принимает окончательное решение, банки проводят презентации, в ходе которых излагают свое видение компании, чего они ожидают от IPO, учитывая текущее состояние рынка, и рассказывают, почему компания должна доверить именно этому банку проведение своего IPO. Выбирать инвестиционный банк нужно по многим критериям: качественный анализ, знание и понимание особенностей вашего бизнеса и индустрии, наличие у банка клиентов, которые могут стать вашими инвесторами. Также очень важно, IPO каких компаний тот или банк проводил раньше. Наконец - и это тоже имеет большое значение - вам должно быть приятно общаться с представителями банка (вам предстоит довольно длительное и тесное сотрудничество, поэтому не недооценивайте этот фактор).

После того, как андеррайтеры выбраны, считается, что компания находится «в процессе регистрации». По требованиям SEC она должна соблюдать правила «периода молчания», которые значительно ограничивают право сотрудников компании на распространение какой-либо информации, не указанной в проспекте эмиссии. Компания должна особенно тщательно контролировать любую информацию, распространение которой может быть рассмотрено как попытка повысить интерес к IPO.

Написать свою «историю» и составить черновик проспекта

На этом этапе в работу активно включаются юристы. В регистрационное заявление на IPO входит проспект эмиссии, а также информация, которую андеррайтеры и старшее руководство будут использовать во время «дорожного шоу», задачей которого является привлечение инвесторов. Создание правильной «истории» в этих документах критически важно для успеха IPO. Это напрямую связано с позиционированием компании - документы отражают ее сильные и слабые стороны, стратегию, возможности рынка, и, в конечном результате, объясняют инвесторам, почему именно в этот бизнес стоит (или не стоит) вкладывать деньги. Поскольку в проспекте необходимо раскрыть очень подробную информацию о деятельности компании, его готовят, обычно, в течение несколько недель. Проспект внимательно изучают юристы, и стараются заранее определить, какие вопросы и комментарии представленная в нем информация может вызвать у SEC.

Регистрационное заявление и процесс рассмотрения

Когда черновик проспекта готов, его вместе с заявлением на регистрацию подают в SEC. В большинстве случаев комиссия рассматривает регистрационное заявление в течение 30 дней, а затем направляет руководству компании связанные с ним вопросы и комментарии. Процесс уточнения и разъяснения информации, представленной в проспекте, может быть длительным и трудоемким, но компания не сможет получить право на проведение IPO, если не ответит на все комментарии и вопросы SEC.

Организация «дорожного шоу»

«Дорожное шоу» начинается после того, как компания ответила на все вопросы, возникшие у SEC, и соответствующим образом исправила проспект. Тогда компания может печатать первоначальные «красные» проспекты, в которые входит предполагаемая начальная цена IPO (красные - потому что на первой странице такого проспекта красным цветом напечатано предупреждение о том, что компания еще не получила разрешения на проведение IPO и купля-продажа ее акций пока не является законной). Проспекты распространяются среди потенциальных инвесторов, выбранных андеррайтерами. То, что называется «дорожным шоу», обычно продолжается до двух недель; в течение этого времени андеррайтеры и высшее руководство компании встречаются с инвесторами. Название «дорожное шоу» полностью себя оправдывает; тем, кто непосредственно общается с инвесторами, нередко приходится посещать 2-3 города в день пять дней в неделю. Встречи могут проходить с утра до ночи, включая завтраки и обеды и инвесторами - все для того, чтобы андеррайтер заполнил книгу заявок на покупку акций, и IPO прошло успешно.

Прайсинг

После того, как процесс рассмотрения регистрационного заявления завершен, и андеррайтеры заполнили книгу заявок на покупку акций, совет директоров (обычно - через специальную комиссию) компании-эмитента и андеррайтеры назначают цену, за которую эмитент продаст акции андеррайтерам (по этой же цене могут при желании продать свои акции и акционеры компании). Обычно это происходит после закрытия фондовых бирж в последний день дорожного шоу; акции начнут продаваться на следующее утро.

В типичных случаях компании стараются назначать стоимость акций в ценовом диапазоне от 14 до 16 долларов, который является привлекательным для большинства инвесторов. Неразумно переоценивать акции, лишь бы выжать из IPO все до последнего доллара; очень важно, чтобы цена акций могла расти и после закрытия предложения. Если акции будут падать, это плохо скажется на репутации компании, кроме того, успешный выпуск акций в будущем будет маловероятен.

Закрыть предложение и начать жизнь в статусе публичной компании

Обычно предложение закрывается на четвертый рабочий день после прайсинга. К этому времени эмитент передаст акции андеррайтеру (часто - с семипроцентной скидкой, в качестве вознаграждения за услуги). В течение 25 дней после прайсинга продолжают действовать правила «периода молчания». За этой время брокеры должны предоставить инвесторам окончательные варианты проспектов, а представители компании - соблюдать крайнюю осторожность в своих публичных высказываниях относительно информации, не содержащейся в проспекте IPO.