Дешевые автомобили: «наколенные поделки»?

дешевые автомобилиПокупка автомобиля – одно из самых крупных «капиталовложений» в жизни каждого человека и вполне естественно желание получить качественного и долговечного «железного коня», который прослужит своему владельцу верой и правдой долгие годы. Но как найти действительно добротный автомобиль? Кто-то основывается на мнении сведущих людей, кто-то внемлет советам продавца автомобильной техники, а кто-то просто-напросто дифференцирует автомобили по прямой зависимости от цены: чем она выше - тем качественнее продукт. Однако, действительно ли дешевые автомобили не достойны внимания при выборе качественного средства передвижения и верна ли зависимость качества от цены?

Уроки математики

Прежде всего, необходимо понять из чего складывается цена любого автомобиля. Во-первых, наиболее значимой частью стоимости железного коня являются издержки на его производство. В данную категорию входят, прежде всего, стоимость комплектующих, стоимость труда рабочих и величина амортизации оборудования, использованного при производстве автомобиля как такового. В части именно производственных затрат усматривается наиболее прочная и близкая связь между ценой и качеством: как правило, качественные и долговечные комплектующие стоят немало. Впрочем, это отнюдь не означает, что автомобиль, на производство которого ушло больше «чистых» денег будет качественнее своего дешевого собрата: существует множество способов минимизировать издержки, такие как организация производства в стране с дешевой рабочей силой, тесное взаимодействие с производителями комплектующих частей и прочие известные бизнесменам «уловки».

Во-вторых, в рыночную стоимость автомобиля входят так называемые накладные расходы и расходы, связанные с налоговым обременением. Организовать производство автомобилей в каждой стране невозможно по вполне понятным экономико-юридическим причинам, а транспортировка авто в чужое государство, перемещение его через границу сопряжено с определенной долей расходов по уплате пошлин, растаможиванию и прочими бюрократическими изысками. Накладные расходы также относятся к прямым реальным факторам воздействия на конечную стоимость автомобиля, так как они связаны непосредственно с расходами производителя.

И, наконец, в-третьих, немаловажное влияние на стоимость автомобиля имеет степень известность бренда и такое понятие, как «статус автомобиля». Вполне естественно, что продукты известных автомобильных концернов стоят заметно дороже своих безвестных аналогов: имя производителя дает гарантию качества, действует на потребителя успокаивающе. Сам по себе, бренд фактически не может влиять на ценообразование, так как не сопряжен с расходами производителя и не увеличивает автоматически стоимость автомобиля. Однако соблазн сделать наценку «за имя» для производителя крайне велик – и в большинстве случаев эта наценка явно прослеживается. Кроме того, также непроизводственная наценка может быть связана со статусом автомобиля – в этом случае стоимость авто является важнейшим элементом имиджа владельца.

Дешевле – значит хуже?

Достойны ли дешевые автомобили внимания? Безусловно. Реалии современного рынка автомобильной техники таковы, что «плохих» производителей практически не осталось. Повсеместно внедряются передовые системы менеджмента и контроля за качеством, небольшие автомобильные компании изо всех сил стараются приблизиться к грандам. Яркий пример – попытки экспансии на европейский и североамериканский рынок китайских автопроизводителей. В последние годы она проходит наиболее интенсивно. Казалось бы, китайские авто – предел мечтаний для многих автолюбителей: весьма недорогие, довольно хорошего качества, долговечные, с очень неплохим функционалом. Однако у подобных автомобилей есть один – но очень большой, - маркетинговый недостаток: имя марки ни о чем не говорит европейскому потребителю, а расхожий штамп «Сделано в Китае» зачастую автоматически закрывает путь автомобилям из Поднебесной в гаражи зарубежных автолюбителей.

Однако, если рассматривать непосредственно качество и стоимость автомобиля – то по данным параметрам продукты китайского автопрома значительно превосходят свои европейские аналоги. Вывод очевиден: в очень большой степени цена автомобиля зависит от факторов, никоим образом не влияющих на качество. Как результат – переплата и потерянные средства.

Ориентироваться при выборе автомобиля исключительно на цену – неправильно в корне, данный вывод лежит на поверхности: при, к примеру, увеличении продавцом цены автомобиля в два раза его качество не изменится не на пункт. Так зачем платить больше?

Максим Кузнецов