Автомобили Сталина: железные кони для вождя народов

Автомобили СталинаДовольно сложно найти в мировой истории фигуру, которая вызывала бы столь же пристальное внимание и неподдельный интерес, как Сталин. И в этом плане особенно любопытно узнать о такой стороне жизни «величайшего вождя всех времен и народов», как автомобили.

Никуда не деться от капиталистических машин

Автомобили СталинаИстория взаимоотношений Иосифа Виссарионовича с автомобильным транспортом начинается на фронтах революции и разумеется, с иностранных образцов. Как известно, после октябрьского переворота 1917 года в созданном советском правительстве (Совет народных комиссаров) Сталин получил пост народного комиссара по делам национальностей. Ответственному работнику министерского уровня автомобиль был просто необходим - и ему достался автомобиль «Воксхолл» 1914 года, который был заказан в Англии специально для императрицы Марии Федоровны, матери Николая II. Это был роскошный автомобиль со специальным закрытым кузовом, однако долго попользоваться им не удалось.

Сталина вскоре назначили представителем Реввоенсовета на южный Царицынский фронт, а в боевых условиях шикарный, но медлительный и неповоротливый лимузин «Воксхолл» был не помощником, а обузой. Зато американский открытый автомобиль Packard, возивший будущего генералиссимуса по приволжским степям, настолько понравился Сталину, что и после возвращения в Москву он использовал для поездок эту же модель. Благо, в 1916 году царское военное министерство закупило несколько десятков «Паккардов».

В середине двадцатых годов Сталин, как и большинство советского руководства, пересел на специально заказанные в Великобритании автомобили Rolls-Royce Silver Ghost, однако эта модель, одна из лучших своего времени, ему не понравилась. Так что, когда в 1928 году появилась возможность сменить Rolls-Royce на новую модель Packard 533, Сталин это незамедлительно сделал. В целом нужно отметить, что из иностранных моделей автомобилей особым расположением высшего советского руководителя пользовалась продукция именно фирмы Packard. В дальнейшем в тридцатые годы он еще дважды менял машины на Packard 12 (с двенадцатицилиндровым двигателем), а затем на роскошный бронированный лимузин Packard 14, разработанный специально для него и подаренный ему в 1935 году американском послом.

Советский вождь - на советском автомобиле

НАвтомобили Сталинао, разумеется, бесконечно это продолжаться не могло: вождь коммунистической державы, переживавший эпоху бурного индустриального развития и позиционировавшей себя как наиболее передовая страна мира, должен был ездить в советском автомобиле. Это был уже вопрос скорее идеологического порядка, нежели относящийся к качеству машин или пристрастиям самого Сталина.

Поэтому в тридцатые годы активно велась разработка специального автомобиля для генерального секретаря. Первым таким автомобилем весной 1936 года стал лимузин ЗИС-101, выпущенный в четырех экземплярах. Его разработка велась с 1933 года на Московском автомобильном Заводе имени Сталина, и в качестве технической основы был выбран американский автомобиль Buick, уже находившейся в кремлевском автопарке. ЗИС-101 вождю не слишком понравился, он неоднократно отправлял его на доработку (изменялись некоторые дизайнерские детали кузова, было установлено разделительное стекло между водителем и задним пассажирским сиденьем, изменено положение светильника внутри салона и так далее). В конце концов автомобиль был закончен и пущен в серийное производство, но вот сам Сталин на нем практически не ездил, отдавая предпочтение Packard.

Зато вторая попытка создания советского автомобиля № 1 увенчалась успехом. Скорее всего, причина этого крылась в том, что автомобиль ЗИС-110, послуживший основной для бронированного лимузина ЗИС-115, был собран на базе так любимого Сталиным Packard. Сначала с 1942 года велось создание ЗИС-110, который в 1945 году предстал как автомобиль с двигателем мощностью в 140 лошадиных сил. Однако в том же году начались работы по сборке специального лимузина под названием ЗИС-115, специально для товарища Сталина и других руководителей советского государства. Использовать же его стали с 1947 года, в персональном случае Сталина - с 1948. По легенде, не подтвержденной документальными источниками, уровень безопасности нового автомобиля проверил лично генералиссимус. Он якобы приказал посадить в машину всех его конструкторов, а затем расстрелять ее роте автоматчиков. То, что ни одна пуля не пробила бронированную защиту, и стало, по этой версии, решающим аргументом.

Однако помимо мощной брони (даже оконные стекла были толщиной 75 миллиметров) у ЗИС-115 было множество других достоинств. Объем восьмицилиндрового двигателя шесть литров, мощность 162 лошадиные силы. Это позволяло тяжеленному (в первую очередь из-за брони) лимузину весом более четырех тонн развивать скорость до 120 километров в час. Существовала система охлаждения смазки двигателя. Для контроля температуры был установлен аэротермометр, для работы в горах двигатель был снабжен усиленной системой водяного охлаждения, специальными шкивами коленчатого вала, вентиляторами, а также дополнительными генераторами для повышения оборотов водяного насоса.

Александр Бабицкий