ЗиЛ-114: без американского влияния

ЗиЛ-114На протяжении многих лет московский автомобильный завод имени Лихачева был поставщиком представительских лимузинов высшего класса. Несмотря на политические разногласия, правительственные чины СССР долгое время считали, что наиболее продвинутые автомобили выпускали в США. А потому для изучения передового опыта советские конструкторы выезжали на американские заводы, а для нужд конструкторского бюро закупались передовые образцы американского автопрома.

Конечно, это имело и обратную сторону: сходство бросалось в глаза, а при изменчивости моды и смене модельного ряда каждые два года советские автомобили безнадежно устаревали в течение своего срока службы. Завод уже поменял имя, и автомобили стали именоваться ЗиЛами, а от копирования избавиться все не могли. И вот на параде на Красной площади в честь пятидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции в 1967 году дебютировала абсолютно новая модель завода - ЗиЛ-114.

В отличие от предыдущих правительственных лимузинов, строгий экстерьер кузова с прямыми линиями был разработан дизайнерами завода Кузнецовым и Сабо без оглядки на американские автомобили. Впрочем, основные идеи представительских седанов того времени были идентичны и в США, и в Европе, и в Советском Союзе. Опытная версия образца 1966 года имела прямоугольные фары, но в серийных образцах уже была использована головная оптика из сдвоенных круглых фонарей без рамок. Длинный (6,3 метра) и тяжелый (более трех тонн), автомобиль получился приземистым и вытянутым, что, впрочем, пошло ему только на пользу и придало облику ЗиЛ-114 стремительность.

Инновации, а суть все та же

ЗиЛ-114ЕАТехнологически автомобиль остался седаном с кузовом на раме. Икс-образная рама с лонжеронами объемного сечения обеспечила конструкции автомобиля отличные прочностные характеристики и сопротивление кручению. В качестве силового агрегата установили трехсотсильный V- образный восьмицилиндровый двигатель объемом семь литров, который работал в паре с двухступенчатой автоматической трансмиссией, которая не требовала вмешательства водителя, и разгонял автомобиль до 190 км/час. За отменную управляемость отвечали бесшкворневая передняя подвеска, дисковые тормоза всех четырех колес и гидроусилитель рулевого управления.

Новый представительский автомобиль сделали не только безопаснее (электрическая и тормозная системы были продублированы, а все двери имели центральную блокировку), но и комфортабельнее. Все стекла были сделаны атермальными и звуконепроницаемыми, что обеспечило небывалый доселе акустический комфорт, и оснастили электроприводами. Микроклимат в салоне создавала установка для кондиционирования. Двухместный задний диван имел массу регулировок положения и жесткости, причем они были индивидуальными для каждого сиденья в отдельности. Водителя от пассажиров отделяла прозрачная перегородка, правда, о водительском комфорте не позаботились. Для того чтобы занять водительское место, приходилось откидывать рулевую колонку.

Лимузин, за рулем которого ездят генсеки

ЗиЛ-117Естественно, такой выдающийся автомобиль не мог не понравиться заядлому автолюбителю - генеральному секретарю Леониду Ильичу Брежневу, который, прежде чем подарить один из автомобилей первому секретарю Компартии Казахстана Кунаеву, лично его опробовал. За весь период с 1967 по 1977 год было выпущено порядка ста пятидесяти автомобилей ЗиЛ-114.

Конечно, представительский автомобиль высшего класса выпускался в нескольких модификациях. Особо защищенный вариант получил маркировку ЗиЛ-114К, а с экранированной системой зажигания и со средствами спецсвязи - ЗиЛ-114Е. Медицинский универсал для кортежа сопровождения - ЗиЛ-114ЕА. Но наиболее интересной и известной стала укороченная версия правительственного лимузина ЗиЛ-117. Этот пятиместный седан был создан в 1971 году в качестве автомобиля сопровождения, так как он был более маневренным и динамичным. Однако были слухи о том, что ЗиЛ-117 потребовал Леонид Ильич Брежнев для удовлетворения своих водительских пристрастий. Собственно, в кортеже первого лица страны он так и не появился, зато прописался в гаражах многих партийных деятелей рангом пониже. Выпускался ЗиЛ-117 с 1971 по 1974, но последний символ советской эпохи был замечен в гараже Бориса Николаевича Ельцина.

Александр Ковязин