ГАЗ М20: во многом первая «Победа»

ГАЗ М20Пока советская армия сражалась на фронтах Второй мировой, союзники по программе ленд-лиза помогали ресурсами и техникой, в том числе и автомобилями. Поэтому у советских автомобильных конструкторов, несмотря на тяжелое для страны время, накопился изрядный опыт. В разгар войны в феврале 1943 года инженеры Горьковского автозавода под руководством Кирсанова смогли приступить к разработке нового легкового автомобиля ГАЗ М20 «Победа».

Этот автомобиль по многим параметрам стал первым. ГАЗ М20 - первый советский автомобиль, который кроме цифрового индекса получил имя «Победа». С этим даже связана байка о том, как Сталин забраковал первоначальное название «Родина», ведь ее нельзя продавать. Кузов ГАЗ М20 - это первая самостоятельная советская разработка, ведь до этого все заказывали на американских заводах, но во время войны в США выпускалась продукция военного назначения.

При этом кузов «бескрылой» формы на серийных автомобилях был впервые применен именно на ГАЗ М20. Да и сама концепция несущего кузова в Советском Союзе была впервые применена на автомобиле «Победа». Инновации были применены и в оборудовании автомобиля, ГАЗ М20 стал первой серийной машиной, оснащавшейся указателями поворотов, отопителем салона и обдувом ветрового стекла.

Технологические инновации ГАЗ М20

ГАЗ М20Автомобиль получил красивый стремительный облик с низкой линией пояса и большой площадью остекления. Оригинальные разработки позволили создать технологически передовой автомобиль. Концепция несущего кузова и вынесенный вперед мотор позволили снизить центр тяжести, тем самым улучшив управляемость. Форма кузова «фастбэк» с низкой скошенной крышей обеспечила коэффициент аэродинамического сопротивления на уровне 0,34. К сожалению, такой аэродинамический кузов доставлял существенные неудобства пассажирам на заднем диване.

Еще одним новшеством при создании «Победы» стал отдельный от салона багажник. И пусть места в нем хватало только для инструментов и запасного колеса, а для самого багажа оставалась лишь небольшая полочка, до этого автомобили вообще не имели багажников.

С чем не повезло автомобилю, так это с двигателем. В послевоенных условиях при нехватке всех видов ресурсов выбор пал на экономичный четырехцилиндровый двигатель, который был попросту обрезанной версией шестицилиндрового восьмидесятипятисильного мотора ГАЗ-11. Конечно, снижение объема двигателя с 3,5 до 2,1 литра положительно сказалось на расходе топлива, который равнялся 11 литрам на 100 километров. Но для довольно тяжелой машины мощности двигателя явно не хватало, а потому не удивительна и столь слабая разгонная динамика - за 45 секунд до сотни. Шасси «Победы» с независимой передней подвеской и усиленной задней балкой конструктивно напоминает «Опель Капитан» 1938 года, ведь эти трофейные машины хорошо себя зарекомендовали в условиях бездорожья. Однако подвеску и днище конструкторы полностью переработали. На автомобиле ГАЗ М20 впервые в советском автомобилестроении была применена полностью гидравлическая система тормозов. Все четыре барабанных тормоза оснащались гидроцилиндрами.

Доработки автомобиля

Серийный выпуск автомобиля откровенно не складывался. Автомобиль начали выпускать недоработанным, что и неудивительно в свете количества инноваций и состояния послевоенной промышленности. В первом 1946 году собрали только 23 машины и до августа 1948 года успели выпустить порядка 1700 автомобилей «Победа», имевших серьезные конструктивные недостатки.

И лишь в ноябре 1949 года с запуском нового конвейера стали производиться доработанные машины, а старые пришлось возвращать на завод для доработки. На машину устанавливали новые рессоры, более комфортабельные низкие подушки заднего дивана и коробку передач от ЗиМа с переключателем на рулевой колонке. Однако, несмотря на такое начало, автомобиль «Победа» скоро стал пользоваться популярностью, и заслуженные граждане в прошении о выдаче автомобиля отдельно указывали марку ГАЗ М20. Счастливыми владельцами автомобиля был и гроссмейстер Ботвинник, и трижды Герой Советского Союза летчик Кожедуб, и диктор Всесоюзного радио Левитан, и герой труда шахтер Алексей Стаханов.

Поначалу советские автомобили не продавались, однако и тут «Победа» стала первой. Благодаря объемам производства, а за все время выпустили более 160 тысяч машин второй серии, она стала доступной в свободной продаже. Вторая и основная серия выпускалась до 1955 года, когда ей на смену пришла последняя третья версия с индексом М20В. Эта модель получила другую облицовку с новой эмблемой, кольцевую рамку сигнала и штатный радиоприемник.

Оригинальные модификации «Победы»

Удачные конструктивные решения, примененные в автомобиле ГАЗ М20, позволили на его базе сделать огромное количество модификаций. В 1948 году с помощью усиленного двигателя и центральной вставки сделали семиместный вариант «Победы». Для автомобиля с несущим кузовом это был первый случай в мировой практике. Правда, произошло это не от хорошей жизни, а из желания сэкономить. Возможно, поэтому эксперимент получился неудачным. В этом же году цеха НИИ-21 попытались на основе ГАЗ М20 сделать кабриолет. И пусть он не очень подошел для парадов вследствие жестких рамок боковых стекол, тем не менее, модель с брезентовым верхом выпускалась вплоть до 1953 года, но из-за небольшого количества собранных машин (чуть более 14 тысяч) в наше время сложно найти такой экземпляр.

Для нужд народного хозяйства в 1949 году выпустили «Победу» в версиях для такси и скорой помощи. И если в качестве скорой помощи машина не прижилась из-за недостатка места для носилок, то модификация ГАЗ М-20А стала одной из самых популярных. Вскоре «Победа» с другой комплектацией салона и таксометром заполонила таксопарки Советского Союза, братских стран и даже капиталистической Финляндии. Это были первые такси в истории страны, которые получили отличительные «шахматки» по бортам и зеленый световой сигнал «свободен». Уже в 1955 году кроме обновленной версии мелкими сериями выпустили полноприводную модификацию ГАЗ М72, этакий гибрид ГАЗ 69 и «Победы» для нужд сельского хозяйства. А в 1956 году выпустили версию ГАЗ М20Г с форсированным двигателем для нужд госбезопасности.

За 13 лет производства выпустили 241 497 автомобилей, и это без учета лицензионных ГАЗ М20 «Варшава», выпускавшихся почти четверть века в Польше. Столь впечатляющий успех советского автомобилестроения объясняется тем, что конструкторы впервые создали оригинальную машину, которая смогла опередить мировой уровень, а не стали слепо копировать иностранные образцы.

Александр Ковязин