Брокерские услуги банков: надежный посредник

брокерские услуги банков Любые крупные банки предлагают пакет брокерских услуг. Это неслучайно – многие банки поначалу принимали и принимают участие на рынке ценных бумаг в качестве активных игроков с целью получения дохода от инвестиций. Брокерские услуги – это другой вид деятельности, речь идет об услугах. В этом случае банк выступает в качестве посредника. С одной стороны, такая двойственность деятельности банка может быть плюсом - именно активный игрок может знать потребности других активных игроков.

Согласно законодательству, банки имеют право выпуска, продажи, хранения ценных бумаг, осуществления купли-продажи ценных бумаг путем публикации их котировок (дилерская деятельность), оказывать услуги доверительного управления, выполнять поручения клиентов по агентским договорам (брокерская деятельность), давать консультации по инвестициям. Банки создают отделы по работе с ценными бумагами, получают лицензию на право профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Таким образом, банки – это универсальные финансовые институты. В то время как брокерские компании – это только посредники, посреднические услуги банка «встроены» в комплекс прочих услуг.

Порядок предоставления брокерских услуг банком

Порядок оказания брокерских услуг банками, по сути, не отличается от порядка оказания услуг брокерскими компаниями. За исключением того, что клиент получает возможность одновременно пользоваться другими банковскими продуктами.

Поскольку банк обычно сам также является активным участником рынка, то есть и продавцом и покупателем, то удовлетворяя заявку клиента на приобретении ценных бумаг, он вполне может выступить не только как брокер, но и как продавец, и реализовать акции клиенту из собственного портфеля акций. Аналогичная ситуация с заявками на продажу акций: банк может выступить по отношению к клиенту и как брокер, и как покупатель. Разумеется, такая ситуация достаточно провокационна для банка, который может поставить свои интересы выше интересов клиента. Однако, законодательство регулирует подобные ситуации.

Регулирование взаимоотношений банка-брокера и клиентов осуществляется:

  • Законодательными и нормативными актами Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам.
  • Регламентом брокерского обслужива­ния на фондовом рынке.

Схемы брокерского обслуживания, предлагаемые банками достаточно индивидуальны, и различаются не только в зависимости от потребностей клиентов, но и от уровня их подготовки.

  • Программа «Эксперт». Она нацелена на клиентов, которые хорошо разбираются в текущей ситуации на рынке ценных бумаг, и готовы принимать решения самостоятельно.
  • Программа широкого профиля «VIP» предполагает полное сопровождение инвестора специалистом, который вникает во все индивидуальные особенности и потребности конкретного клиента. В рамах такой программы клиент получает мониторинг состояния своего портфеля ценных бумаг, помощь в разработке стратегии в соответствии с приемлемым для клиента соотношением риска и доходности.
  • Услуги интернет-трейдинга.

Например, крупнейший брокер, Альфа-банк предлагает следующие брокерские услуги:

  • Доступ и проведение операций на биржевом и внебиржевом рынках.
  • Работа с системой интернет-трейдинга «Альфа-Директ», в которую интегрирован весь комплекс брокерского обслуживания данного банка – это пример системы, универсальной, но разработанной специально под потребности клиентов банка. В то время как большинство брокеров предлагают доступ к финансовым рынкам через общепринятые системы интернет-трейдинга.
  • Маржинальная торговля. Предоставление возможности торговать на рынке ценных бумаг с кредитным плечом.
  • Возможность работать с широким спектром ценных бумаг (ликвидные и неликвидные акции российских предприятий, зарубежные финансовые инструменты), с деривативами (опционы), структурированными финансовыми продуктами. Операции с зарубежными депозитарными расписками.
  • Аналитическая поддержка от аналитиков банка.
  • Индивидуальные услуги, например, индивидуальное консультирование профессионалами: активное управление позициями клиента, составление портфеля инвестиций, ответы на специфические вопросы.

Людмила Одажиу