Никколо Макиавелли: менеджмент и политика

Никколо Макиавелли Никколо Макиавелли, родился в городе-государстве Флоренция 3 мая 1469 года, мыслитель, писатель, политический деятель, философ. Эпоха, в которую жил Макиавелли, будто задалась целью соответствовать восточному проклятию - это была эпоха перемен, когда изменения касались всего и вся. Папа Римский, оплот христианской веры и милосердия, вел в бой армии; города-государства Италии теряли самостоятельность один за другим; заключенные союзы могли продержаться какие-то дни, и тут же рушились в результате предательства; власть сменяла одну другую, как во время современных переворотов в банановых республиках.

Давно замечено, что спрос рождает предложение. Выйдите на рынок и заявите, что желаете купить вагон клубники. Пусть даже на рынке не будет ни одной ягоды, вы можете быть уверенным - вагон подгонят к воротам рынка в течение получаса. Раз есть спрос, значит, найдется и предложение.

Во времена Макиавелли не было спроса на клубнику, зато был спрос на научное обоснование государственной власти, на теорию управления - если пользоваться современным языком, руководители остро нуждались в мастер-классе по менеджменту. Это, конечно, не клубника, но это - спрос. В ответ на этот спрос появился Макиавелли.

Если проследить жизненные перипетии Макиавелли, то начинает казаться, что его просто подталкивали к написанию тех трактатов, которые обеспечили сыну деревенского адвоката место в истории.

Государственная служба Никколо Макиавелли началась в 1498 году - секретарь и посол. Далее - Совет, дипломат и ответственный за военные дела. В 1499-1512 гг. Макиавелли посещал с дипломатическими миссиями дворы Людовика XII, Фердинанда II, папский двор в Риме он учился искусству дипломатии и получал возможность наблюдать за властителями людских судеб (то есть, за руководителями государств). В 1502-1503 гг. Макиавелли смог наблюдать и за Чезаре Борджиа - необычайно способным военачальником и государственным деятелем (собственно, пример Борджиа и дал Макиавелли эталон правителя - смелого, благоразумного, уверенного в себе и своих силах, по необходимости твердого, а при жесткой необходимости - даже и жестокого).

Затем последовал патронаж флорентийской милиции (1503-1506 гг.), что дало Макиавелли понимание проблемы наемных армий и ополчения.

А вот после 1512 года, когда Медичи восстановили свою власть во Флоренции, Макиавелли оказался смещен, а затем и арестован - в 1513 году, по обвинению в заговоре (как член республиканского Совета). Его освободили, но государственная деятельность Макиавелли на этом закончилась.

Казалось, судьба позволила ему учиться, а когда «практические университеты» были благополучно окончены, та же судьба подвела к тому, чтобы отстранить Макиавелли от активной жизни и обеспечить ему досуг в его поместье около Флоренции для написания тех самых знаменитых трактатов.

Спрос и предложение. Требовалось пособие по менеджменту. Был подготовлен разработчик теории государственного правления, и он выполнил свою задачу.

Общее мнение прикрепило к Макиавелли ярлык циника, сторонника исключительно выгоды и силы, противника морали - постольку, поскольку она может помешать достижению цели. Ярлык, собственно говоря, неверен, как и многие ярлыки. Макиавелли был прям и честен, и прямо и честно называл вещи своими именами. Он был истинным джентльменом - он называл кошку кошкой при любых обстоятельствах, даже наступив на нее в темноте, и не изобретал иносказаний вроде «этот зверь на четырех лапах с круглой головой и хвостом позади».

Например, Макиавелли писал: «дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами». С одной стороны - несомненный цинизм, изобретение козла отпущения, который будет отвечать за непопулярное решение. Но... всегда ведь есть «но»! А если непопулярное решение - единственно верное? Если обстоятельства складываются так, что его необходимо принять и исполнить? Что же делать? Руководителю честно и откровенно принять на себя ответственность за это решение? Красиво звучит, конечно. Но на практике это может быть чревато непопулярностью руководителя, а отсюда - прямой (и довольно быстрый) путь к развалу всей структуры государства. Так что же должно быть приоритетом: честность до глупости (или глупость до честности) или - благо государства? Это даже не выбор из двух зол, а выбор между рациональным и вредным.

Создав мастер-класс по менеджменту, Макиавелли выполнил задачу, возложенную на него судьбой и исторической необходимостью. И - умер. В 1527 году. Великий человек Никколо Макиавелли, автор трактатов, которые до сегодняшнего дня являются актуальными, по которым могут учиться современные политики, руководители государств и руководители предприятий. Трактатов, которые объясняют путь к успеху.

Где находится могила Макиавелли неизвестно, а во флорентийской церкви Санта-Кроче находится кенотаф, сооруженный в его честь. Похоже, философ и теоретик менеджмента сам напророчил свою судьбу: «После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами». Макиавелли не был ни нищим, ни монахом, ни апостолом. Так что он, наверное, наслаждается сейчас беседами с правителями и читает им свои трактаты, объясняя королям прошлого сложное искусство управления государством.

София Варган