История строительства московских высоток: монументальный памятник советской власти

История строительства московских высоток Проекты первых высотных зданий для Москвы появились еще до революции 1917 года. С начала ХХ века прогрессивные архитекторы предлагали разнообразные варианты строительства высоток, оснащенных всеми техническими благами, какие только существовали в те времена - начиная от электричества и заканчивая кондиционерами. Эти проекты принимались к рассмотрению, а многие даже были близки к реализации - но к ним не успели приступить, помешала революция.

Советская власть, которая изначально пыталась доказать всем и каждому (а в первую очередь своему народу), что в Советском Союзе все лучше и больше, с удовольствием бы начала строить высотки в столице, но останавливала вечная нехватка дегостиница «Москва» нег. Ликвидация последствий первой мировой войны, двух революций и гражданской войны обходилась очень дорого. Какие уж тут высотки!

Еще до второй мировой войны Москва была удивительно патриархальным городом. Самым высоким зданием была гостиница «Москва» - шестнадцать этажей, было некоторое количество шести-восьмиэтажных зданий, но в основном столица 1/6 части суши представляла собой старый город, в котором еще со времен Пушкина самым высоким зданием считался дом генерал-губернатора на Тверской - аж три этажа!

Монументальная победа в самой кровавой войне в истории человечества требовала монументальных памятников. Тем более, что в США с начала ХХ столетия выросло множество небоскребов, а особым «бревном в глазу» маячил Эмпайр Стэйт Билдинг, построенный в 1931 году - самое высокое на тот момент здание в мире. Именно это 382-метровое «бревно» вдохновило Сталина на проект Дворца Советов. Но достроить Дворец Советов до начала второй мировой войны не успели, а во время обороны Москвы часть металлических сооружений Дворца было разобрано для устройства оборонительных рубежей. Их так и не стали восстанавливать. Ведь после военных побед требовался не просто ответ на Эмпайр Стэйт Билдинг, а полное изменение имиджа столицы государства-победителя. Тут уже одним Дворцом Советов было никак не обойтись.

В 1947 году перед Управлением строительства Дворцом Советов была поставлена задача - строительство восьми многоэтажных зданий в Москве. Эти высотки были призваны сформировать новый архитектурный ансамбль столицы - по-российски живописный, готически-изящный и роскошный в вВысотка на Красных Воротах осточном стиле.

В день празднования 800-летия Москвы, 7 сентября 1947 года была осуществлена символическая закладка всех восьми высоток. Правда, в тот момент еще не было даже проектов новых зданий, но главное было - заявить об их будущем строительстве. Никакого «главного камня» фундамента, лишь «Перед трибуной - сложенный из кирпича столбик, к которому прикреплена бронзированная плита с надписью: Здесь будет сооружено 32-этажное здание. Заложено в день 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года» (заметка в газете «Советское искусство» от 12 сентября 1947 г.). Такая закладка символизировала изменение Москвы в новом столетии ее существования.

Заодно высотки открыли новую архитектурную страницу - они явились первыми представителями стиля, названного советским классицизмом (или советским ампиром), который представляет собой смесь древнеримского имперского стиля, средневековой готики и древнерусского зодчества.

Возведение высотных зданий в Москве было сопряжено с целым рядом трудностей: рыхлый, болотистый грунт, карстовые полости, подземные реки. Подсчет показывает, что для возведения фундамента под современные московские небоскребы требуется столько бетона и металла, что из них можно построить семь десятиэтажных домов. Именно рыхлость и ненадежность грунта явилась основной причиной использования стиля «свадебного пирога» - широкое основание позволяло значительно снизить удельную нагрузку на грунт, уменьшить глубину фундамента, а при «ступенчатом» исполнении здания решалась проблема жесткости, и верхние этажи не должны были раскачиваться от ветра.

У каждого сталинского небоскреба своя история строительства.

Высотка на Красных Воротах была изначально построена с наклоном, подобно ПизанскойВысотка на Котельнической набережной башне. Из-за расположенной под правым крылом станции метрополитена здание должно было дать осадку. Дожидаться естественной осадки было слишком долго, и в результате грунт был заморожен, строительство продолжалось, а после оттаивания грунта, здание, возводимое под углом, выпрямилось.

Высотка на Котельнической набережной вообще построена из двух частей, причем первая часть была возведена еще в 1940 году (22-этажное здание). Правда, архитектор Дмитрий Чечулин сразу предполагал, что это здание станет впоследствии частью более значительного сооружения, и именно он в 1947 году взялся за достраивание высотки. Реконструкция фасада старого крыла, надстройка фирменных высотных башенок, керамическая «одежка» - все это позволило старой части органически присоединиться к новой.

У здания МГУ - история появления фонтанов. Которые на самом деле вовсе и не фонтаны, а декорирующий элемент, закрывающий гигантские подземные воздуховоды перед зданием. Есть еще и история яблоневой аллеи: Сталин, беседуя с архитекторами, все искал - к чему б придраться, но никак не находил, и в конце концов внес предложение об устройстве яблоневой аллеи. За что, кстати сказать, ему благодарно уже не одно поколение студентов.

МГУ Кстати сказать, первоначальные проекты здания МГУ Бориса Иофана (он был позже вычеркнут из списка архитекторов МГУ) не предполагали никаких шпилей, а плоскую крышу со скульптурной композицией. Лев Руднев, заменивший Иофана, решил заменить композицию на памятник Ломоносову. Это делало дизайн совершенно одиозным: огромный, массивный постамент под крохотную, почти кукольную статую. В результате было принято решение установить 58-метровый шпиль со звездой.

Говорят, что шпили на высотках появились потому, что Сталин, увидев здание на Смоленской площади, назвал его куцым, и тогда дизайн был дополнен башенкой со шпилем. Естественно, подобными башенками немедленно были дополнены и остальные высотки. Ну а звезды… верхушка шпиля высотки на Смоленской площади терялась в небе, и ее было необходимо акцентировать. Флюгер - не модно, а вот звезды для столицы Советского Союза были самым оптимальным решением.

София ВАРГАН