Какие документы нужны для приватизации квартиры

Какие документы нужны для приватизации квартиры Приватизация жилья - это безвозмездная передача государством жилья в собственность граждан. Законодательство Российской Федерации утверждает, что каждый гражданин страны имеет право на однократное оформление в собственность жилплощади, которую он занимает на основании договора социального найма. Это право может быть реализовано до 1 марта 2010 года, затем приватизация муниципальных квартир прекращается. Повторно право на приватизацию не предоставляется, его можно реализовать только один раз. В приватизации квартиры есть свои плюсы и минусы, но если вы желаете продать квартиру, то она должна быть вашей собственностью, то есть - приватизированной.

К сожалению, многие потенциальные продавцы недвижимости вспоминают об этом существенном моменте в классической русской манере - когда гром уже грянул. То есть, продавать нужно как бы уже вчера, а приватизации нет еще сегодня. И начинается лихорадочный сбор документов на приватизацию.

Такой же лихорадке сейчас подвержены те, кто решил вскочить в последний вагон уходящего из-под носа приватизационного поезда. Ведь еще немного, и о приватизации уже можно будет забыть. А ведь оформление всех документов занимает в лучшем случае 3-4 месяца. То есть, 1 марта 2010 года маячит практически перед носом.

Какие же документы необходимы для того, чтобы процесс приватизации прошел без сучка и задоринки?

Всего нужно обеспечить наличие девяти пунктов, и ни без одного из них никак нельзя обойтись.

  • Ордер или выписка на право заключения договора социального найма – в 3-х экземплярах.
  • Расширенная выписка из домовой книги, включающая всех членов данной семьи или всех граждан, которые когда-либо были зарегистрированы на данной площади с момента заселения по ордеру - 2 экземпляра. Необходимо помнить, что срок действия данного документа - всего 2 недели. Кроме того, нужно проверять правильность оформления выписки: включает ли она всех, кто был прописан в данной квартире, не забыли ли вписать бабушку, умершую пятнадцать лет назад.
  • Копия финансово-лицевого счета, которая подтвердит, что задолженности по коммунальным платежам не имеется. Если задолженность имеется, то ее нужно быстренько ликвидировать, а затем получать документ. Который, кстати, действителен 2 недели.
  • Если после 1991 года были замены паспортов у кого-либо из прописанных в данной квартире, то следует также получить справку, в которой указываются данные всех предыдущих паспортов, а также причина выдачи нового паспорта.
  • Паспорта всех, прописанных на данной площади - для тех, кто старше 14 лет, для младших - свидетельства о рождении. Также требуются ксерокопии - первая и вторая страница паспорта и страницы с пропиской.
  • Поэтажный план и экспликация квартиры (3 экземпляра - оригиналы и ксерокопии), заверенные в БТИ. Если в квартире делалась перепланировка, то с получением этих документов могут возникнуть сложности. В некоторых случаях дешевле и быстрее привести квартиру в прежний вид (в соответствии с первоначальными планами), затем получать документы в БТИ, а уж потом вновь производить перепланировку, если в ней есть необходимость. Если перепланировка простая, то ее можно оформить в БТИ относительно малой кровью.
  • Нотариально удостоверенная доверенность от всех, прописанных на данной площади, на сотрудников Управления по приватизации - для проведения государственной регистрации.
  • Договор социального найма - в 2-х экземплярах.
  • Для печати договоров - 20 листов А4 формата.

Проблема с приватизацией может возникнуть, если будущий владелец квартиры с января 1992 года имел прописку в другом городе (регионе). В этом случае потребуется еще справка, что право на приватизацию не было реализовано ранее - в этом самом другом городе. Следует учитывать, что не всегда архивные справки содержат нужные формулировки и выдаются по нужной форме. А ведь для того, чтобы их добыть, чаще всего приходится очень и очень побегать, да и поездить по стране - тоже. Поэтому оптимально изначально, до поездки за архивным документом, уточнить в агентстве приватизации - что именно и как должно быть написано в справке, составить образец документа, а уж затем отправляться на охоту, предъявляя чиновникам другого города шаблон, по которому они должны составить документ. Практика показывает, что так - гораздо надежнее.

Также, оформляя приватизацию по доверенности (например, пожилому родственнику, который сам уже не в состоянии стоять в очередях и бегать за документами), необходимо иметь при себе паспорт доверителя - одной доверенности недостаточно.

Тем, кто желает упростить процедуру приватизации путем отказа от участия в приватизации, нужно знать, что это означает полный отказ от прав собственности на приватизируемую жилплощадь. И если, к примеру, отказывается от участия в приватизации один из супругов в пользу другого, то в случае развода приватизированная квартира отнюдь не будет разделена. Приватизация - не покупка на совместные средства, нажитые в браке. Это - безвозмездная передача, так что раздела не будет.

В том случае, если речь идет о приватизации объекта, имеющего статус памятника (к примеру, квартира в доме, который включен в список памятников истории и культуры, или в доме, который представляет научную, историческую, художественную или иную культурную ценность), потребуется еще ряд документов. В первую очередь нужно учитывать, что приватизация жилищного фонда в таком здании разрешается только в том случае, если гарантируется сохранность архитектурно-художественных элементов квартиры, и, кроме того, эти архитектурно-художественные элементы не приватизируются, они остаются собственностью государства (например, в вашей квартире - старинный мраморный камин, представляющий собой историческую и художественную ценность, вот он и не станет вашей собственностью, вы будете обязаны трепетно хранить этот камин, и будете отвечать за порчу или утрату государственного имущества, если с камином что-то случится). Так что для приватизации понадобится еще перечень (опись) архитектурно-художественных элементов, составленный сотрудниками Комитета по государственной инспекции и охране памятников.

Случается, что жилое помещение находится в здании, представляющем художественную и историческую ценность, но в самом помещении никаких архитектурно-художественных элементов не имеется. В этом случае потребуется справка, в которой указывается полное отсутствие потенциальной государственной собственности в жилом помещении, а также документ, подтверждающий историко-культурный статус самого здания.

Необходимо уточнить, что невозможность приватизации после 1 марта 2010 года означает, что с этой даты прекращается заключение договоров на приватизацию. А договор приватизации считается заключенным в момент подписания его сторонами. Так что регистрация договора (обязательная процедура!) может быть произведена и после 1 марта 2010 года. Главное - успеть подписать до часа Х.

София ВАРГАН