Слово «икебана» переводится с японского как «цветок в
композиции», что зачастую приводит к ошибочному мнению, что искусство икебана -
практически полностью аналогично европейскому искусству аранжировки букетов. Но
европейские букеты несут в основном эстетическую нагрузку, и лишь в редких
случаях - информационную (когда используется так называемый «язык цветов»).
Икебана - это в первую очередь философия, в каждом букете заложена определенная
символика, и информационная нагрузка еще более обязательна, чем эстетическая
составляющая.
Первоначально искусство составления букетов находилось
исключительно в ведении мужчин, причем - монахов. В VII веке букеты являлись
подношением богам, именно так возник классический стиль рикка - аранжировка
храмовых букетов. Постепенно икебана распространилась за монастырские стены,
начали формироваться каноны составления цветочных композиций, которые были
призваны служить для созерцания и медитации.
С одной стороны, за прошедшие века икебана, казалось, освободилась от религиозного подтекста, и стала лишь одной из областей декоративного искусства. Но с другой стороны икебана прочно связана с архитектурой и живописью, каллиграфией и поэзией - а на эти области эстетика дзэн-буддизма оказывает сильнейшее влияние. И современная икебана имеет определенную религиозно-философскую окраску, несмотря на то, что ею занимаются уже отнюдь не в монастырях, и даже несмотря на широкое распространение за пределами Японии.
Развитие аранжировки храмовых монументальных букетов (стиль рикка) до частных аранжировок, которые были предназначены для обычных жилых помещений в качестве объектов эстетического наслаждения, привело к появлению тенденции к упрощению стиля икебана. Появились нагаирэ - букеты для чайных церемоний, сэйка - стиль периода Эдо. Икебана стала приобретать не просто религиозно-философское, но этическое значение.
Икебана - это своеобразный путь приобщения к культуре в
самом широком смысле, это - инструмент для обучения человека. Умение не только
видеть, но и понимать красоту, как открытую и явную, так и скрытую (обратите
внимание на изогнутые, сухие ветви, участвующие в композициях - они уродливы,
если рассматривать их сами по себе, но привносят в композицию романтическую
красоту) - это путь становления художественного вкуса, этических и
гуманистических традиций.
Обязательной частью воспитания и образования японских женщин являлись каллиграфия и икебана. И то, и другое формировало высокую эстетику, а в этом в Японии видят залог искренней нравственности женщины.
Нравственность и эстетика являются обязательными национальными составляющими Японии, и именно поэтому икебана столь высоко ценится. Икебана - это средство выражения чувств и эмоций. Считается, что во время составления композиции человек погружается в глубины своего «я», и таким образом все, таящееся внутри, выходит на поверхность. Особенно значимыми считаются композиции, в которых достаточно сильно проявляется импровизация - правда, она не должна выходить за рамки общепринятого канона.
Именно этот момент - погружение во внутренний мир во время
составления композиции - позволяет во многих случаях использовать искусство
икебана для психологической реабилитации. То, что делают психологи, тщательно
контролируя состояние пациента, вытаскивая на поверхность первоисточник проблем
для того, чтобы с ним можно было бороться, еще с большим успехом делает
икебана. Причем, «икебанотерапия» гораздо более щадяща, чем традиционная
психотерапия, и приносит не только душевное успокоение при разрешении
психологической проблемы, но и чистую эстетическую радость.
Икебана требует тишины и сосредоточенности. Составитель композиции не просто погружается в глубины своего «я», он должен ощущать свою неразрывную связь с природой, с материалами, составляющими композицию, будь то цветок, побег, сухая ветвь или даже ваза. Икебана, кроме всего прочего, это еще и единение человека и природы, человека и окружающего мира.
Правила искусства икебана строго определяют структуру каждой композиции. Обязательным считается наличие трех элементов: Неба (символ природы и космоса), Земли (символ мирского), Человек. Высокие ветви композиции - это Небо, более короткие, составляющие около 2/3 длины от первых, - это Человек, а самые короткие (около 1/3 длины от высоких) - Земля. Икебана является отражением отношений между тремя элементами.
Фактически икебана - это попытка создания совершенной гармонии. Считается, что трехсторонний порядок рождает стремление к совершенству. Конечно, идеальное совершенство недостижимо, совершенные отношения между небом, человеком и землей - мечта о мире, в котором все гармонично, нет ни ссор, ни войн, а лишь чистая радость. Но даже при всей недостижимости идеала, икебана позволяет мечтать, каждая композиция - это еще один шажок, который делается по дороге к мечте.
Мастер икебаны Тешигахара, который является создателем школы Согетцу, утверждает, что «икебана может быть создана из любых материалов, в любом месте, любым человеком». Но он добавляет, что в искусстве икебана должны присутствовать: душа, философия и спокойствие.
София ВАРГАН