ЗиС 110: символ страны-победителя

ЗиС 110Зимой 1943 года, когда еще вовсю шла война, и ни одна из стран, втянутых в эту «мясорубку» не помышляла о выпуске гражданских легковых автомобилей, советское правительство приказало разработать новую модель представительского лимузина. Это решение было продиктовано желанием подчеркнуть статус страны-победителя, когда бы это ни произошло. В 1944 году проект Островцева утвердили в верхах, а уже в июле 1945, вскоре после окончания войны, с конвейера завода сошел первый ЗиС-110.

Любимец вождя

Столь быстрое утверждение проекта никого не удивило, ведь ЗиС-110 своим внешним видом, оформлением интерьера и технологическими решениями был скопирован с любимого автомобиля И.В.Сталина американского Packard-180. При этом американская сторона никогда не нарекала на такой плагиат, ведь поговаривали, что документация на Packard была подарком Рузвельта Сталину. А вот что вызывает удивление, так это столь стремительный выпуск автомобиля, ведь ранее копирование заокеанских моделей осуществлялось с помощью заимствованных штампов для изготовления деталей и занимало от полутора лет. А тут все было сделано в условиях военного времени и эвакуации, и всего за десять месяцев.

Внешне солидный автомобиль отлично вписался в образ символа Победы. Обилие хрома и строгость линий, колеса с белыми боковинами и длинная поясная линия, все это с первых дней привлекало взгляд прохожих на улицах.

Копия превзошла оригинал

ЗиС-110В конструкции автомобиля было применено много инновационных технологических решений. Длинный шестиметровый кузов базировался на Х-образной раме; при этом панели кузова изготавливались не из стали, а из легкосплавных штампованных элементов. Независимая подвеска и стабилизаторы поперечной устойчивости обеспечили удивительную плавность хода. Оригинальная газораспределительная система и цепь Морзе сделали работу двигателя практически бесшумной. Сам двигатель объемом шесть литров был самым мощным на тот момент и выдавал 140 лошадиных сил, правда, и расход топлива был серьезным, порядка 23 литров на сотню.

Использование гипоидной передачи обеспечило ровный пол в салоне, а ручку трехступенчатой механической КПП вынесли для удобства на рулевую колонку. Но не только ровный пол и ручка КПП были отличительными чертами интерьера. Из-за бесшумной работы двигателя на приборной панели пришлось поместить лампочку, сообщающую о том, заведена ли машина. Стрелка спидометра имела изменяемую трехцветную подсветку (зеленая до 60 км/час, выше - желтая, а более 120 км/час – красная) и разноцветные лампы поворотов и дальнего света. В нишах перегородки разместились два откидных сиденья, превращающих автомобиль в семиместный лимузин. Кроме того, ЗиС-110 оснащался гидравлическими стеклоподъемниками, радиоприемниками, а в некоторых моделях даже пытались установить кондиционер.

Не только для партии, но и для народа

ЗиС-110Автомобили ЗиС-110 выпускали с 1945 по 1958 год практически без изменений, что лишь подтверждает удачный выбор концепции. В отличие от последующих представительских седанов, выпускавшихся ограниченными сериями, ЗиС-110 был доступен для широкого использования. Базовая модель нашла применение во всех отраслях, а двуцветная версия применялась в качестве такси. Вариант ЗИС-110А в белом цвете и с задней дверью, открывающейся вверх, предназначался для станций «скорой помощи». И лишь модификация ЗиС-110Б с открытым верхом предназначалась исключительно для парадов на Красной площади, впрочем, после списания их использовали для съемок в кино. В 1951 году модификация ЗИС-112 со 182-сильным мотором дебютировала в гонках, в 1954 году с еще более мощным двигателем (до 192 лошадиных сил) поставила отечественный рекорд скорости в 210 км/час. А в 1956 году была попытка сделать ЗиС-110П - автомобиль повышенной проходимости с приводом на все колеса. Была и совсем засекреченная модификация ЗиС-115, этих бронированных машин было выпущено чуть меньше трех десятков. Всего же за тринадцать лет было выпущено более 2100 машин.

С учетом того, что донорский автомобиль Packard-180 сняли с производства еще в 1942 году как устаревший, ЗиС-110 оказался долгожителем. И в этом заслуга не только высокого покровительства, но и технологического совершенства, достигнутого заводчанами, несмотря на войну. Тем не менее, автомода пятидесятых была быстротечна, и для того чтобы правительственные автомобили соответствовали статусу сверхдержавы, от московского автозавода потребовали создания очередного шедевра.

Александр Ковязин