Дизайн офиса: удобство превыше всего

Дизайн офисаРабота - второй дом, ведь мы проводим на рабочем месте большую часть своего времени. Учитывая то, что немалое число людей - офисные работники, то именно офис является их привычной средой обитания. Так что от того, каков дизайн офиса, настроение и самочувствие человека зависит отнюдь не меньше, чем от дизайна и интерьера его жилой площади.

Почему дизайн офиса - это важно?

Собственно, это и есть главный ответ на вопрос, отчего дизайну офиса необходимо уделять повышенное внимание - потому что от окружающей среды во многом зависит самочувствие и эмоциональный комфорт тех, кто в ней находится минимум по 8 часов в сутки. Сложно себе представить, чтобы в условиях стандартного офисного учреждения, с его унылыми светло-зелеными или вовсе белыми пустыми стенами, в условиях «рабочего общежития» работник мог себя чувствовать комфортно и сосредоточиться целиком на работе.

Для руководителя любой компании, прежде всего, важна эффективность работы, и с этой точки зрения дизайн должен решать сугубо прикладные задачи - как организовать рабочее и нерабочее пространство офиса таким образом, чтобы повысить производительность труда. Этому принципу подчинено все - размещение рабочих мест в помещении таким образом, чтобы работники не мешали друг другу, имели по возможности одинаковый режим освещенности и вентиляции воздуха, наличие и оптимальное расположение зоны отдыха, санузла, зоны питания и так далее. Ну, и большое значение имеет вопрос престижа, определяемого внешним видом. Чем больше компания, чем значительнее масштабы ее деятельности, тем большее внимание уделяется поддержанию ее имиджа. И дизайн офиса в этом вопросе является едва ли не основным средством после рекламы.

Правила офисного дизайна

Дизайн офисаИсходя из вышеперечисленных моментов, сформулированы основные принципы офисного дизайна - комфорт, внешняя ненавязчивость, эргономичность рабочих мест. Под комфортом в данном случае предполагается не наличие столов из красного дерева или кресел из дорогой кожи, а комплекс удобств, которые позволяют работнику думать не о том, какое жесткое кресло или светящий прямо в глаза светильник, а непосредственно о работе. При этом не стоит путать комфорт с эргономичностью, под которой подразумеваются дизайнерские и конструктивные решения, способствующие повышению скорости и качества выполняемой работы - дизайн может быть максимально комфортным, но при этом вовсе не эргономичным (не учитывающим особенности осанки человека, его право- или леворукость и так далее). И вдобавок истинно качественный дизайн офиса требует ненавязчивости и определенной деликатности внешних решений.

Исходя из этих особенностей, дизайн офиса важнейшей своей составляющей имеет разделение офисного пространства на три отдельные, но при этом связанные между собой единым стилем зоны. Первая из них - это рабочая зона, то пространство, где сотрудники осуществляют основной объем своей профессиональной деятельности. В оформлении этой зоны на первое место выходят соображения удобства и эргономичности как всего пространства, так и отдельных рабочих мест, здесь ставка делается на практичность, повышающую работоспособность. Второй является рекреационная зона, или зона для отдыха работников во время обеденного перерыва или небольших перерывов при работе (так, санитарные нормы требуют при работе за компьютером делать пятнадцатиминутные перерывы каждые полтора-два часа), а также место для питания. Здесь на первое место выходит удобство с определенным расслабляющим моментом - именно поэтому в такие зоны всячески рекомендуется помещать больше зеленых растений, декоративных водопадов и прочих приспособлений, способствующих снятию напряжения.

При создании дизайна рабочей и рекреационной зон руководителю компании целесообразно учитывать мнение коллектива. Возможно, даже провести своеобразное голосование по нескольким проектам дизайна офиса - ведь именно сотрудникам находиться в этом окружении. Зато при создании дизайна третьей офисной зоны мнение коллектива можно и проигнорировать - ведь это представительская зона, функциональное назначение которой в том, что именно здесь и принимаются посетители. Чаще всего они видят только эту зону офиса, так как им совершенно ни к чему рабочий или рекреационный «отсеки». Поэтому, если есть возможность и желание максимально полно сработать на имидж компании, то это нужно осуществлять в представительской зоне офиса. Однако не стоит забывать, что роскошь оформления должна дополняться информативностью дизайна, который должен многое рассказать о компании как косвенно (через стиль и качество), так и напрямую (через представленные тем или иным способом данные о деятельности фирмы).

Александр Бабицкий